В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.
Ключевые слова: психологическая готовность к школе, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая готовность, личностная готовность, адаптация.
Психологическая готовность к школе является основным фактором адаптации и высокой мотивации личности ребенка. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется системой психологических особенностей субъекта, обеспечивающих успешное обучение в школе. Поступление в школу — это новая социальная ситуация развития, ребенок взрослеет и приобретает новые умения и навыки. Адаптация к классному коллективу — это приспособление к новым условиям развития и соответствие с новыми требованиями с собственными потребностями, мотивами и интересами [1, с.19]. Первый класс — это всегда для ребенка ситуация стресса, ситуация, когда необходимо привыкать к новому режиму, новому коллективу, учителю. Насколько ребенок психологически готов к обучению в школе, настолько он легко впишется в новый коллектив, будет занимать активную социальную позицию, иметь высокую мотивацию к обучению и основные коммуникативные навыки. В дальнейшем своем развитии ученик будет увеличивать свой багаж умений, навыков и знаний, не испытывая психологических проблем. Трудности, которые могут возникнуть на пути ученика, будут преодолеваться конструктивно и адекватно ситуации. Исходя из этого, актуально диагностировать компоненты психологической готовности ребенка к школе и разрабатывать рекомендации о преодолении различных психологических проблем.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог — это изучение основных компонентов психологической готовности к школе.
Задачи:
- Интеллектуальная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
- Социально-психологическая или коммуникативная готовность
- Личностная готовность
Интеллектуальная готовность включает в себя: запас знаний, развитие познавательных функций (внимание, память, мышление, речь), развитие мелкой моторики [2, с.115].
Эмоционально-волевая готовность включает в себя: умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя, умение контролировать свои эмоциональные проявления, умение ребенка выполнять ученические обязанности в соответствии с режимом и дисциплиной школы.
Социально-психологическая или коммуникативная готовность включает в себя: потребность в общении, умение взаимодействовать в группе и в диаде взрослый-ребенок, согласовывать свои действия с другим человеком, учитывать правила и нормы коллектива.
Личностная готовность включает в себя: принятие новой социальной ситуации развития, адекватную самооценку, высокую мотивацию к обучению, значимость школы и образования, умение управлять своим поведением [2, с. 116].
Существует большое количество методик для исследования психологической готовности ребенка к школе. Педагог-психолог подбирает батарею методик для диагностики, учитывая возраст ребенка. Наиболее распространённые методики: тест школьной зрелости Керна-Йерасека, экспресс диагностика в детском саду Н. Н. Павлова и Л. Г. Руденко, методическое пособие для оценка психического развития Н.Семаго и М.Семаго. Если это первичное обследование, то его проводят в начале учебного года в подготовительной группе детского сада, или на подготовительных курсах в школах. Вторичное обследование проводится весной, начиная с марта. Исходя из опыта диагностики в прогимназии, я как педагог-психолог делаю больший акцент на вторичную диагностику. Это позволяет раскрыть потенциал ребенка, накопленный в течение года.
Условия проведения: ребенок вместе с педагогом-психологом находится в кабинете, где ему должно быть комфортно (тепло, светло), атмосфера доброжелательная. Ребенок идет на контакт и с удовольствием отвечает на вопросы. При обследовании надо учитывать физическое состояние ребенка (отсутствие катаральных проявлений болезни, высокой температуры тела), сильного утомление ребенка. Данные о его физическом состоянии на момент обследования педагог-психолог уточняет у воспитателя или родителей. При проведении диагностики необходимо проводить «минутки отдыха».
На примере диагностики психологической готовности детей к школе в прогимназии за 2021–2022 учебный год можно увидеть результаты детей в начале и в конце года. Я, как педагог-психолог, выделила основные компоненты, которые являются наиболее значимыми для родителей и учителей. Можно рассмотреть данные характеристик в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Основные показатели познавательных процессов в начале года. Начало учебного года
Уровни |
Память |
Словесно-логическое мышление |
Мелкая моторика |
Самоконтроль |
Высокий |
33 % |
62 % |
64 % |
33 % |
Средний |
47 % |
26 % |
29 % |
- |
Низкий |
20 % |
12 % |
7 % |
67 % |
Таблица 2
Основные показатели познавательных процессов в начале года. Конец учебного года
Уровни |
Память |
Словесно-логическое мышление |
Мелкая моторика |
Самоконтроль |
Высокий |
69 % |
80 % |
40 % |
36 % |
Средний |
27 % |
20 % |
42 % |
31 % |
Низкий |
4 % |
- |
18 % |
33 % |
Из таблиц можно проследить динамику изменений развития познавательных процессов детей в положительную сторону к концу года.
Психологическая готовность распределилась следующим образом: 62 % детей имеют готовность к началу регулярного обучения к школе (школьная зрелость); 36 % детей условно готовы к началу обучения (среднешкольная зрелость); 2 % не готовы на момент обследования к началу регулярного обучения (низкий уровень школьной зрелости).
Таким образом, в прогимназии уже в дошкольном отделении сформирована психологическая готовность детей к школе. Дети, которые попадают в начальные классы, легко социализируются и испытывают намного меньше психологических трудностей, в отличие от детей, которые не посещали детский сад прогимназии. Во-первых, это подчеркивает преемственность дошкольного отделения и начальных классов, во-вторых, высокий уровень развития познавательных процессов детей на занятиях в детском саду.
В современном мире развивается гибкая система школьного обучения, которая способна корректировать возникающие трудности у учеников и проводить своевременную диагностику в начальной школе. Данная работа позволяет создать комфортные условия для успешного обучения и адаптации всех поступающих в первый класс.
Литература:
- Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 672с.
- Большая книга детского психолога: [от 3 до 10 лет] / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 3-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 568с.