В статье рассматривается динамика мотивационной готовности ребенка к школе, возникающая в ситуации недооценки современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника и предоставления приоритетного значения развитию его познавательной сферы в процессе подготовки к школе.
Ключевые слова: готовность к школе, мотивация, школьник, школьная зрелость, развитие ребенка.
На современном этапе у общеобразовательных учебных заведений особое значение в обучении детей приобретает обеспечение готовности к школе. По данным исследований, успешное обучение в школе возможно лишь при условии соответствующего развития физической, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Проблема подготовки детей к школе и формирование их готовности к обучению рассматриваются с разных позиций. С одной стороны, исследуются вопросы, в каком возрасте начинать готовить малыша к школе, с другой — какие использовать методы и средства для эффективного влияния на формирование указанной готовности. Исследователи выделяют три основные составляющие готовности к школе, а именно: физиологическое (определенный уровень физического развития), психологическое (интеллектуальная, волевая, мотивационная и коммуникативная), педагогическое (определенный уровень развития специфических знаний и навыков чтения, счета, письма). Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, качественное изменение общего умственного развития ребенка, формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать явления и события и на этой основе делать выводы. Главным является формирование у детей установки на познавательную деятельность, а не обычное механическое заучивание абстрактных знаний.
Необходимость нашего исследования по определению динамики мотивационной готовности ребенка к школе возникает из ситуации недооценка современными педагогами общей линии развития психологического состояния дошкольника в процессе подготовки шестилеток к школе. Поэтому знание особенностей мотивационной готовности важно для определения эффективных путей и методов воздействия на ее формирование.
Целью нашего исследования является обработка характеристики основных понятий исследования, а именно: готовность к деятельности, готовность к обучению в школе, школьная зрелость, подготовка к школе, мотивационная готовность.
Готовность к деятельности — состояние мобилизации психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих выполнение определенной деятельности.
В работах педагогов и психологов встречаются самые разнообразные трактовки понятия готовность, что объясняется как несовпадением научных подходов авторов, так и спецификой конкретной деятельности, которая была объектом анализа. Они выделяют два основных подхода к толкованию проблемы готовности. Один из них может быть назван функциональным, другой — личностным. Согласно первому, психологическая готовность рассматривается в связи с психическими функциями, формирование которых считается необходимым для достижения высоких результатов деятельности. Относительно второго — психологическая готовность рассматривается в связи с личностными предпосылками к успешной деятельности.
Готовность к школе обусловлена определенной степенью развития способности ребенка выполнять учебные задачи и школьные обязанности, которые оцениваются взрослыми за общественно значимыми критериями. Интегральным показателем готовности к обучению, в школе является способность ребенка воспринимать задачи учителя, удерживать его в памяти и, несмотря на трудности, решать. Дети должны быть способными, не отвлекаться и несмотря на различные искушения, подчинять свою деятельность учебным мотивам и доводить начатое дело до конца.
Понятие мотивационная готовность происходит от слова мотив (лат. Моуе- двигаю), что означает побуждение, в данном контексте — отношение к будущему обучению. Мотивация связана с определенной целью, достижение которой составляет содержание деятельности человека.
Мотивационный компонент готовности к обучению в школе включает готовность ребенка занять новую социальную позицию, то есть позицию школьника. Стремление занять позицию школьника связано с дальнейшим развитием у детей познавательных интересов, их потребности приобщаться к новому, более взрослого круга социальных отношений. В основе этого стремления лежит также интерес, которые дети проявляют к внешним атрибутам школьной жизни (школьная форма, оценки, звонки и т. д.).
Школьная зрелость — интегральная характеристика развития психики и личности накануне поступления ребенка в школу. Школьная зрелость фиксирует оптимальную степень готовности ребенка к школьной жизни — сознательного выполнения роли ученика, социализации в новых условиях жизни, возросших физических и интеллектуальных нагрузок, самостоятельного поведения, общения с широким кругом новых людей.
Чаще всего уровень мотивационной готовности детей к обучению в школе определяют с помощью метода бесед. В процессе индивидуальной беседы с ребенком выясняют, имеет ли ребенок желание стать школьником. Ответы детей можно разделить на три группы. Первую группу, качественно высшую, составляют ответы детей, у которых желание идти в школу, стать школьниками, учиться сочетается с адекватными представлениями о школе. Вторую группу составляют ответы, в которых желание детей идти в школу, стремление стать школьником сочетается с поверхностным представлением о школе, с отдельными яркими впечатлениями, несущественными для требований школы. Третью группу составляют ответы, свидетельствующие о якобы правильном представлении детей о тех требованиях, которые ставит школа, и вместе с тем разоблачают их опасения, даже страхи.
Детей, ответы которых составляют вторую группу, чаще всего ожидают значительные трудности, поскольку их желание идти в школу было вызвано определенными атрибутами. Изначально их могут постигнуть большие или меньшие разочарование. Задача учителя в такой ситуации поддержать желание учиться, знакомя с реальной ситуацией, требованиями школы, их отличием от дошкольного детства.
Настроения детей, ответы которых относятся к третьей группе, чаще всего формируются в условиях, когда воспитатели и родители знакомят детей с требованиями школы, но при этом уделяют мало внимания выработке способов поведения детей в той или иной сложной ситуации.
Выводы. Таким образом, на основе природного интереса детей к школе уже в условиях дошкольного учреждения необходимо формировать правильное представление о ней. Одна из основных задач воспитателя заключается в том, чтобы целым комплексом учебно-воспитательных мероприятий пробуждать у детей желание учиться, интерес к приобретению знаний.
Литература:
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение.- М., 1995.