Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Джураева, Д. Р. Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра / Д. Р. Джураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113387/ (дата обращения: 03.12.2024).



«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, — утверждал В. А. Сухомлинский, — потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».

Традиционные семейные ценности — это каркас, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи. Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким «фундаментом». Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте.

Основные ценности семейных отношений:

— Доверительное общение.

— Уважение — и к старшим, и к младшим.

— Следование ритуалам.

— Ответственность.

— Прощение.

— Честность.

— Значимость для родных.

— Щедрость.

— Любовь.

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могу существовать друг без друга.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему!», Себастьян Бранта, 15 век. Несомненно, семья в жизни ребенка играет ведущую роль в умственном, физическом и психическом развитии. Прекрасно, когда ребенок воспитывается в семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, в основном из дезадаптированных семей, имеют печальный опыт семейной жизни. Детьми недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У наших детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли, понимают всю сложность жизни своей семьи, но в то же время ищут оправдание поведению своих родителей, копируют его, а в дальнейшем и сами не могут создать свою семью.

Работа социального педагога в СРЦдН, заключается в воспитании у ребенка позитивного отношения к благополучной семье, формировать традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений. У детей, попавших в СРЦ из неблагополучных семей, важно ещё и корректировать взгляды на семейное благополучие.

Для этого мы используем в своей работе этические беседы и познавательные занятия по темам: «Семья и семейные ценности», «Мои домашние обязанности», «Без любви нет семьи» и др., где закрепляются представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх.

Для того, чтобы помочь детям осознать, что честный и ответственный труд — это не только способ достичь успеха и материального благополучия, но и способ укрепить взаимоотношения в семье и в обществе в целом, несовершеннолетним развиваем любовь к трудолюбию и уважению к труду.

Беседы на тему: «Труд и трудолюбие», «Труд в нашей жизни», «Мои обязанности в семье» и др. Это все дополняется ежедневными трудовыми поручениями для воспитанников: дежурством в столовой, уборкой в своих комнатах, а также помощь в наведении порядок на территории.

Художественные произведения играют важную роль в формировании представлений у детей о семье и взаимоотношениях с близкими людьми. Рассказы, сказки и стихи, такие как «Моя сестра Ксения» Драгунского, «Моя бабушка» — Лермонтов, Виктор Драгунский — «Денискины рассказы», Туве Янссон — сказки о Муми-троллях и другие, просмотр и обсуждение таких мультфильмов, как «Простоквашино», «Мешок яблок», «Волшебник изумрудного города» и другие помогают детям понять ценности семейных отношений, помогает формировать у детей чувства доброты, эмоциональной отзывчивости и заботы о близких.

Социальный педагог в СРЦдН играет важную роль в развитии семейных ценностей у детей. Он работает не только с самими детьми, но и с их родителями (законными представителями), помогая им создать поддерживающую и любящую обстановку для ребенка.

Одним из ключевых аспектов работы социального педагога является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком. Это помогает укрепить узы между родителями и детьми, а также научить их правильно реагировать на проблемные ситуации и конфликты.

Кроме того, социальный педагог помогает детям и их родителям развивать навыки общения, взаимодействия и уважения друг к другу. Это создает благоприятную атмосферу в семье, способствует укреплению взаимопонимания и доверия между членами семьи.

Важным элементом работы социального педагога является также помощь семье в решении повседневных проблем и трудностей. Осуществляются патронажные выезды с целью анализа условий проживания семьи, проводятся консультации и беседы по темам: «Об ответственности родителей за воспитание детей», «Приучение детей к бережливости», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Как развивать у ребенка интерес к труду», «Обязанности ребенка дома» и другие.

В целом, развитие семейных ценностей у детей в условиях социально- реабилитационного центра требует комплексного подхода и внимательного внимания к каждой семье. Социальный педагог играет важную и ответственную роль в этом процессе, помогая создать благоприятные условия для развития здоровых и счастливых семейных отношений.

Таким образом, роль социального педагога в развитии семейных ценностей в семье заключается в оказании поддержки, консультировании и помощи семье в формировании здоровых отношений, укреплении взаимопонимания и разрешении конфликтов. Социальный педагог может проводить индивидуальные и групповые занятия, обучать родителей навыкам эмоциональной поддержки и общения с детьми, а также помогать семье в решении проблемных ситуаций и поддерживать их в построении положительной обстановки в семейной жизни. В целом, социальный педагог играет важную роль в поддержании и развитии семейных ценностей, способствуя здоровому развитию семейных отношений и благополучию всех ее членов.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, ребенок, семья, ценность, отношение, развитие, родитель, роль, семейная жизнь, укрепление взаимопонимания.


Похожие статьи

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Развитие одаренности в учреждениях дополнительного образования детей

Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Развитие одаренности в учреждениях дополнительного образования детей

Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос