На современном этапе развития национального образования наиболее важным видится воззвание к духовному смыслообразующему фундаменту ориентации личности в концепции ценностей общества, направления и побуждения жизненных стремлений реализации молодого поколения. Пристального внимания, в сложившейся ситуации, снискала проблема формирования и развития системы ценностей молодых людей, которые стоят перед сложнейшим выбором жизненного и профессионального пути. Основополагающим фактором для планирования будущего молодого поколения является изучение опыта и достижений в сфере народной педагогики, а также духовной нравственности в вопросах воспитания и формирования семейных духовно-нравственных ценностей. Использование практического опыта отечественной и зарубежной педагогики, инновационных педагогических технологий в условиях современности является ключом к успешному решению обозначенной проблемы.
В разные времена философы, педагоги и мыслители исследовали проблему формирования системы ценностных ориентаций личности. Эти ученые в своих работах особое внимание уделяют духовным ценностям, которые позволят воспитывать подрастающее поколение на основе морали и духовности.
Работы А. Макаренко, Ю. Азарова, Ш. Амонашвили, А. Мудрика, А. Бойко, И. Марченко, В. Сухомлинского С. Акутиной, и других ученых раскрывают педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Одной из важнейших граней педагогической деятельности служит воспитание детей в семье. В своих работах выдающийся педагог В. Сухомлинский акцентировал внимание на том, что укрепление семьи является одной из наиболее значимых социальных проблем современности, от ее решения зависит моральный облик молодых людей и будущее развитие нашего общества. «Все школьные проблемы стоят и перед семьей, все трудности, которые возникают в сложном процессе школьного воспитания, уходят своими корнями в семью». «Семья — это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы», — считал Сухомлинский. В последние годы, в условиях современного развития общества, семья претерпела глобальные изменения, затронувшие ее социально-педагогические функции. Данный процесс вызван общими тенденциями развития современного общества, что спровоцировало множество проблем в семейном воспитании. Молодое поколение не способно ответственно подходить к вопросам создания семьи, выполнения родительских функций, что, несомненно, связано с искажением нравственных представлений о браке и семье. Современное развитие общества способствует разрушению традиционного восприятия социальной значимости материнства и отцовства и детства, что связано с главенством материальных ценностей, которые отодвигают ценности духовные на второй план.
Изучение ценностных ориентаций молодого поколения позволяет оценить истинную степень вовлечения молодых людей в общественные отношения, проанализировать их адаптационные способности, отследить их инновационные резервы, отвечающие за будущее развитие современного общества. Исконные традиции наших предков с огромным потенциалом христианской религии во все времена использовались народной педагогикой для духовного развития поколений, эмоционального совершенствования человека и его гуманного отношения к окружающим. В современном мире в формировании и развитии семейных ценностей в качестве воспитательного фактора все чаще выступает религия с ее заповедями и эмоциональным воздействием на человека.
Самым первым и главным воспитателем нового поколения является не что иное, как семья. Именно в семье происходит первоначальное формирование духовного богатства личности, прививаются основные интересы и потребности, что способствует дальнейшему развитию взглядов на окружающую действительность и личное будущее человека. Немаловажным фактором здесь выступает атмосфера, в которой проходит формирование личности в период детства и юношества.
Современные условия развития общества стали причиной развития кризиса в семейном воспитании нового поколения. Вследствие данного кризиса прослеживается ряд проблем, это и нарушение духовно-нравственной сферы в результате некомпетентности родителей, и отсутствие представлений о добре и зле, и пропаганда внебрачных отношений, что приводит к дезориентации молодого поколения в отношении института семьи и брака и способствует развитию безответственного отношения к семье, и, как следствие, обществу в целом.
Как показывает анализ источников, в реалиях современного общества ученые выделяют несколько основных аспектов семейного воспитания:
‒ Воспитание ребенка здорового не только физически, но и духовно, что достигается созданием социально-экономических условий, способствующих развитию ребенка.
‒ Воспитательное воздействие должно иметь непрерывный, разнообразный характер продолжительного действия.
‒ Для дальнейшей самореализации ребенка, его чувств и восприятий необходимо создать атмосферу любви, эмоциональной защищенности.
‒ Воспитание национального сознания и самосознания.
‒ Воспитание гражданско-патриотических качеств ребенка.
‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе.
‒ Обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, изучение родословной.
‒ Формирование эстетических вкусов и чувств, умение распознавать красивое и безобразное в жизни и искусстве.
‒ Половое воспитание.
Обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что неотъемлемой частью современной концепции образования является семейное воспитание, как форма социализации ребенка в микросреде взаимоотношений нескольких поколений, способствующая полноценному формированию личности.
На формирование семейных ценностей ребенка влияют все представленные аспекты воспитания. Нравственность семейных отношений накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейший жизненный путь человека. Сильные переживания, вызванные нравственными отношениями в кругу семьи, являются каркасом нравственности человека в отношении окружающего мира.
Изучение педагогического опыта позволяет выявить некоторую закономерность в столкновении родителей и педагогов с проблемой решения задачи по взаимодействию школы и семьи с целью формирования и развития семейных ценностей в условиях развития современного общества.
Неоценимый вклад в изучение традиционного семейного воспитания внес известный педагог М. Стельмахович. Он вел пропаганду возрождения и развития подлинной педагогики и школ, основываясь на национальной педагогической культуре родного народа. В Концепции семейного воспитания указано, что «современная семья должна стать главным звеном в воспитании ребенка, обеспечить ей надлежащие материальные и педагогические условия для физического, нравственного и духовного развития». Основываясь на анализе источников по данной теме, приходим к выводу, что семейные духовные и нравственные ценности трактуются учеными как мировоззренческие представления и установки, сформированные на основе гражданско-патриотической ответственности и самосознании, понимании института семьи как духовно-нравственной ценности, высоком уровне нравственности человека, его духовной культуры. Особенно важным фактором в реализации данной задачи выступает школьный возраст ребенка, в связи с тем, что основная цель деятельности педагога должна быть направлена на формирование и развитие духовно-нравственных качеств молодого поколения, истинного восприятия семейных ценностей, ответственности за создание собственной семьи. Отсюда следует, что методологической основой воспитания семейных духовно-нравственных ценностей должны являться общетеоретические и диалектические принципы научного познания; философия о взаимности явлений и процессов окружающего мира; единения теории с практикой; ведущие положения педагогики по формированию и развитию духовно-нравственных ценностей.
Для решения поставленных задач возможно использование следующих научно-педагогических подходов:
- Личностный подход, принцип которого заключается в рассмотрении каждого человека как уникальной личности. При таком подходе основной становится творческая, продуктивная деятельность личности, в то время как репродуктивная деятельность, рассматривается лишь как вспомогательная.
- Следующий подход, который следует рассмотреть в решении поставленных задач — это личностно-социальный. В его концепции на первое место выносятся идеи и традиции отечественной педагогики и философии. Данный подход трактует воспитание как целостный процесс, объединяющий социализацию личности при ее индивидуализации в обществе.
- Также стоит остановить внимание и на личностно-деятельностном подходе, который, по своей сути, является неким методологическим инструментарием, опирающимся на обобщение психолого-педагогических закономерностей в развитии личности. Данный подход иначе рассматривает приоритетные задачи образования. На первый план выходит раскрытие первоосновных сил личности, ее умственный и моральный потенциал, ее способность к социализации в современной действительности, осуществлению творческих процессов.
- Сутью следующего, культурологического подхода выступает процесс гуманитаризации и гуманизации личности. Данный подход призывает к воспитанию в личности культуры и нравственности. Он направлен на сохранение и приумножение культурных ценностей не только мирового масштаба, но и внутрисемейных. Культурологический подход позволяет выявлять социокультурные проблемы и найти эффективные пути решения, основанные на принципах и идеях современной культуры.
- Одним из основных методологических принципов в воспитательном процессе является аксиологический подход. Он нацелен на практическое воплощение актуальных социальных ценностей личности.
- При помощи фамилогического подхода определяется отношение школьника к семье, семейным духовно-нравственным ценностям, семейному воспитанию. Данный подход помогает взаимодействию образовательного учреждения и родителей в учебно-воспитательном процессе, давая целостную оценку основ семейного воспитания.
В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу о необходимости осуществления педагогами социальной цели, которая заключается в воспитании личности, готовой к ответственному подходу в вопросах создания семьи, воспитания собственного поколения, основанных на высоких семейных духовно-нравственных ценностях.
Литература:
- Акутина С. П. Формирование в старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис.... Д-ра пед. наук: 13.00.01. — Н. Новгород, 2010. -
- Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. — М.: Просвещение, 1973. — 336 с.
- Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — М.: Просвещение, 1978.
- Стельмахович М. Г. Семья и семейное воспитание в Украине с древнейших времен до XIX в. // Начальная школа. — 1992. — № 3–4. — С. 14–19. 12. Щербань
- П. Концепция «Семья и семейное воспитание» // Начальная школа. — 1996. — № 11–12. — С. 15.