Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.11.2017

Статья просмотрена: 1034 раза

Библиографическое описание:

Замятина, В. В. Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие / В. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46430/ (дата обращения: 16.12.2024).



Следует отметить, что красота живой природы — это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников.

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у природы всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях.

Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

В работе с дошкольниками особое внимание уделяется созданию условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников (предметно-развивающей среды) и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды в детском саду является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Эколого — развивающая среда должна быть обогащенной:

1) цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2) минилаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3) уголок природы, где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4) мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5) уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6) фруктовый сад;

7) птичий дом (скворечники);

8) экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников необходимо проводить, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни. Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

‒ разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;

‒ участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

‒ проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4–5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

‒ совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

‒ рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

‒ проведение экологических занятий один раз в две недели;

‒ проведение экологических досугов.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществляется через экологическое воспитание, которое интегрируется во все образовательные области.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Еще одна важная, форма работы — проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

При организации познавательная и практическая деятельности используются наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который, используется чаще всего, являются сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения дают ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Таким образом, осуществляя экологизацию различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей проходит работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств: доброты, милосердия и заботы; умение видеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Литература:

  1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5–8.
  2. С. Н. Николаева «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание № 5; 2014г.
  3. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, № 6, 2014г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, зимнее время, окружающий мир, поисковая деятельность, практическая деятельность, создание условий, уголок природы, экологическое воспитание, экологическое просвещение родителей.


Задать вопрос