Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников
Автор: Носова Лариса Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 09.12.2017
Статья просмотрена: 410 раз
Библиографическое описание:
Носова, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников / Л. В. Носова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2967/ (дата обращения: 16.12.2024).
Все начинается с детства...
Навыки, эмоции, впечатления, первый опыт приобщения к творчеству, маленькие победы над страхом и неуверенностью — все останется с ребенком на всю жизнь и будет способствовать его дальнейшему многогранному развитию.
В этом я понимаю свою педагогическую задачу: воспитывать чувство прекрасного, пробуждать желание творить своими руками. Создавать что-то новое. Учу детей радовать своим творчеством окружающих.
Творческая деятельность влияет на развитие речи и воображения, эстетического вкуса, наблюдательности, мышления, памяти.
Через разносторонние занятия ручным творчеством я стараюсь затронуть чувственность маленькой души, формировать эстетический вкус, приобщаю детей к прекрасному. Учу видеть красивое в обычных и малозаметных при поверхностном взгляде вещах. Например, нам полюбился природный материал. Мы используем в аппликации веточки, палочки, кору, предварительно внимательно рассмотрев их с детьми и найдя сходства с какими-нибудь животными, растениями, сказочными персонажами. А творческое воображение ребенка уже «рисует» недостающие детали и смело добавляет их в работу.
В своей практике я чаще использую нетрадиционные техники с разными материалами, исходя из того, что это интересно, непривычно и дети с удовольствием подхватывают идеи поделок. Детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового. Причем, при создании одной поделки я предлагаю ребятам применять разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию, лепку, художественный труд. При этом мы используем различные материалы, помимо традиционных (бумага, краски, пластилин) и нетрадиционные (фантики, газетные вырезки, салфетки, крышки, колпачки, трубочки, косточки и так далее).
Понимая, что навыки у детей образуются в результате регулярных занятий, чтобы поддержать интерес детей к творчеству, я ищу и внедряю все новые и новые формы деятельности. Нетрадиционные техники расширяют кругозор и возможности детей, помогают позитивно смотреть на мир вокруг. Я стараюсь формировать в душах эмоциональный отклик.
Интересы у детей разные. Кому-то больше нравятся поделки из подручных материалов, кто-то увлекается рисованием, кто-то лепкой, кто-то аппликацией. Есть и такие дети, которым нравятся все виды творчества. Чтобы привлечь максимальное количество детей, я меняю и интегрирую досуговую творческую деятельность. Так и получается у нас в группе: одновременно делается несколько поделок, никто никому не мешает, а только подстегивается интерес и желание тоже поучаствовать и научится чему-то новому.
В творческом процессе происходит познавательное развитие, понимание окружающего мира. Поделки я подбираю в соответствии с проходимой лексической темой, чтобы углубить и закрепить полученные знания. Например, мы с ребятами делали панно «Березка» из журнальных вырезок, панно «Морские обитатели», «Летняя лужайка», «Разноцветный клен» выполнили в технике «пластилинография».
Это большие коллективные работы, в которых совершенствуется способность самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность и доводить начатое до конца. Много и небольших творческих работ: «Подарок маме», «Елочка». Особенно дети любят объемную аппликацию из салфеток или гофрированной бумаги: «Космос», «Скворец», когда можно присоединиться на любом этапе и поучаствовать в изготовлении чего-то общего.
На практике очень хорошо зарекомендовала себя именно коллективная работа: «Африка», «Букет для мамы», когда каждый по чуть-чуть, а в целом получается что-то большое, объемное и действительно достойное для гордости всего коллектива. При этом дети понимают, что они сделали сообща, но не теряется и индивидуальность каждого, укрепляются межличностные отношения.
На этапе дошкольного детства очень важен положительный личный пример, поддержка, показ, сопровождение и поощрение педагога. Я всегда с ними: показываю, подсказываю, подправляю. И дети чувствуют и ценят мою поддержку. Они уверены, что всегда могут получить помощь. А мне отрадно сознавать, что и мои дошколята вносят свою лепту в наше обоюдное творческое развитие: они предлагают, пробуют, импровизируют.
Интеграция и смена художественной деятельности стимулируют творческую активность, раскрепощают мышление. Даже неуверенные в себе дети, видя, что у них получается, вдохновляются результатом и проявляют все больший и больший интерес к новым видам творчества. Это отличный способ выявить у юных талантов творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Кроме того, разнообразие творческой художественной деятельности является толчком к возникновению определенной деятельности ребенка.
К совместной творческой деятельности я привлекаю и родителей через мастер-классы, конкурсы, выставки детских творческих работ. Родители — это наши помощники и поддержка, а не оценщики и критики. И радует тот факт, что все больше родителей включается в совместный творческий процесс с детьми и участвует в наших общих мероприятиях. Родители испытывают гордость за своих маленьких творцов. Создавая полезную, красивую вещь своими руками, ребенок чувствует себя ценным, нужным в этом мире. Дети испытывают радость и удовлетворение от творческих процессов. Учатся видеть и чувствовать красоту окружающей жизни.
Мои маленькие творцы научились использовать разнообразные техники и материалы для выражения своих чувств и настроения.
Творчество — это экспериментирование, познание, ошибки и удовольствие. Творите вместе с детьми, испытывайте радость от общения, наслаждайтесь творческим процессом и делитесь созданной красотой с окружающими!
Литература:
- Г. П. Есафьева, «Учимся рисовать» Для старшей и подготовительной группы Методическое пособие, Ярославль ООО «Академия развития», 2006
- И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008