Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей
Авторы: Каюрова Анна Николаевна, Попова Валентина Федоровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 5079 раз
Библиографическое описание:
Каюрова, А. Н. Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей / А. Н. Каюрова, В. Ф. Попова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1373/ (дата обращения: 16.12.2024).
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. А этот возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. [1, с. 3]
Изобразительное искусство - это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить маленькому ребенку язык изображений в простой форме? Занятия рисованием, изобразительным творчеством дают ребенку необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. [2, с. 5]
Важно при подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого к сложному. Ведь основная цель воспитателя - вовлечь ребенка в творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается. Здесь нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются, становятся настоящими творческими людьми. Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую. В процессе работы надо помочь каждому ребенку развить его индивидуальную трактовку задания и делать это осторожно, не навязывая своего решения, учитывая при этом возможности детей.
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи. Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция.
В период от 1 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведением поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: зернышки для цыплят, окошки в теремке. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.[3, с.5] Изобразительная деятельность - это еще и общение взрослого и малыша. Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить другие способы достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться., стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания.[3, с.5]
На занятиях по рисованию малыши учатся правильно держать кисть, рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном пространстве, делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного образа; закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контуры, различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Заниматься рисованием с детьми 2-3 лет следует систематически 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет 5-10 минут. [3, с.5] Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.
Открыв в себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет в дальнейшем полнее реализовать себя в жизни, в учебе, в творчестве, в общении с другими. Он приобретет еще один, дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей, чувств и эмоций. Приобретенные знания станут основой для того, чтобы в будущем из него получилась нестандартная личность, способная к действию, к созиданию.[2, с. 8]
Литература:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80 с.
- Дрезнина М.Г. Каждый ребенок –художник: Обучение дошкольников рисованию. – М.: Издательство « Ювента», 2002. – 200с.:ил
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 56 с.: цв. вкл.