Почему так важно рисовать? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 5687 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. В. Почему так важно рисовать? / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11615/ (дата обращения: 16.11.2024).



Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах

Дени Дидро

Рисование — одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции. Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. В процессе рисования создаются благоприятная атмосфера для формирования эстетического отношения к жизни, раскрытия творческого потенциала.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.

Также современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, выполненного с помощью оттиска, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой — изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом.

Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

Схематичное изображение.

Формы и линии.

Правдоподобный рисунок.

Пространственные изображение.

На мой взгляд, занимаясь творчеством, человек раскрывается внутренне и становится увереннее. Многие сравнивают рисование с медитацией. Творчество позволяет расслабиться и войти в состояние умиротворения: рисуя, люди отключаются от внешнего мира, и место рутинных мыслей в голове занимает творческий процесс.

Но это всё актуально для взрослых людей, а почему же так важно рисовать детям?

Многие родители считают рисование баловством, второстепенным занятием, которому не нужно уделять много внимания. И зря...

В древности, во времена египетской, греко-римской, китайской, индийской, византийской цивилизаций, положившим основу современной науки, рисование имело большое значение в обучении. Через творчество дети учились мыслить пространственно, изучали геометрию, учились писать.

Обучение рисованию выполняет важные задачи, которые дают возможность детям гармонично развиваться. Например:

− развивается мелкая моторика, что влияет на развитие умственных способностей, а также на речь ребёнка;

− ребенок учится правильно держать руку, укрепляет ее, а это важно для обучения письму и хорошего почерка;

− тренируется память;

− развивается усидчивость и собранность, умение довести начатое до конца;

− развивается понимание пространства и способность анализировать;

− ребёнок проявляет свою индивидуальность;

− дети учатся рассуждать и сравнивать;

− конечно же, развивается фантазия и изобретательность;

− ребёнок обогащает внутренний мир и приобщается к искусству.

С точки зрения психологии, рисование необходимо ребёнку для того, чтобы понять, кто он, какой он и что происходит вокруг него, также помогает справляться с эмоциями, делает ребенка свободней и счастливей.

Даже такой сугубо «научный» предмет, как геометрия, начинается именно с рисования. Дети учатся видеть строение предметов, их расположение в пространстве, линии, которые помогают это передать на листе бумаги, соотносить размеры вещей. Ещё рисование учит понимать, что кроме основных цветов есть ещё и полутона, тени.

Всё выше написанное объясняет, что совсем не обязательно становиться художником, важно развиваться.

В заключении хочу обратить внимание на важные моменты:

− для детей младше 3 лет рисование — это только сиюминутное выражение себя, отпечаток момента. Ребёнка старше 3 лет рисование интересует как процесс, а к 7–8 годам уже становится важным результат;

− очень важно, чтобы родители не критиковали, КАК нарисован рисунок, это может навсегда отбить у ребёнка желание рисовать. Ребёнок рисует не для того, чтобы нравилось или не нравилось, через рисунок познается мир;

− детям желательно заниматься рисованием именно в группе. Так они могут заметить интересные детали в других работах, поделиться своими знаниями и умениями и перенять чужой опыт. Это подтолкнёт ребёнка изучать творчество известных художников и перенимать их опыт для своих произведений;

− важно ходить с детьми на выставки и показывать картины, как известных мастеров, так и начинающих художников, важно вместе обсуждать увиденное, делиться впечатлениями.

Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

И нужно помнить, все дети талантливы!

Литература:

  1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. — 144 с.
  2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  3. Мухина В. С. Ребенок рисует // Знание–сила. — 1971. — № 10. — 8 с.
  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107–114.
  5. Стрелянова Н. И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. н. / Н. И. Стрелянова. М., 1964. — 18 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рисование, детский рисунок, маленький человек, мелкая моторика, помощь рисования, процесс рисования, художник.