Что такое логопункт?
Автор: Паунькина Светлана Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 06.09.2019
Статья просмотрена: 1103 раза
Библиографическое описание:
Паунькина, С. В. Что такое логопункт? / С. В. Паунькина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4414/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25 % четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
В настоящее время во всех детских дошкольных образовательных организациях района для коррекции недостатков речевого развития функционируют логопункты. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопункт в ДОУ нужен для организации своевременной логопедической помощи, для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи детей.
В связи с этим, были выделены основные задачи коррекционного обучения:
– Профилактическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
– Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
– Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
– Развитие навыков связной речи;
– Профилактическая работа с детьми и родителями по предупреждению нарушений речи.
Ведь как известно, чем раньше начинается коррекционная помощь, тем она эффективнее.
Всё коррекционно-развивающее обучение в детском саду основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии. Учебный процесс строится на диагностической основе. Ежегодно в мае и сентябре проводится экспресс-диагностика детей старших возрастных групп. Проводятся углубленные логопедические исследования речи детей. По итогам обследования проводится районная ПМПК, которая осуществляет отбор для зачисления детей в логопункт.
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только тех, кто наиболее нуждается в специальной помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которые через год идут в школу, т.е. ребята из подготовительной группы. Также приоритет имеют те дети, которые начали, но не закончили занятия с логопедом в предыдущем году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Дети более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций в специально отведённое время. Например, в нашем детском саду — это четверг, с 16–00 до 18–00.
Чаще всего на логопункт принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
– нарушение произнесения отдельных звуков — НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
– фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
– Общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
В каком режиме проходят занятия на логопункте? Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих в очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 1–2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Вместе с ребенком родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.