Формирование у школьников навыков здорового питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 2492 раза

Библиографическое описание:

Маммедова, Т. Г. Формирование у школьников навыков здорового питания / Т. Г. Маммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 894-897. — URL: https://moluch.ru/archive/116/30688/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Благодаря глубокому уму Глубокоуважаемого Президента Туркменистана забота о здоровье молодого поколения в нашей стране стал основным направлением нашего государства.

Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу в нашем обществе. По данным специалистов гигиены и охраны здоровья детей и подростков заболеваемость школьников увеличивается с каждым годом. При этом игнорируется тот факт, что многие болезни детей обусловлены вовсе не учебной нагрузкой или генетической предрасположенностью, а главным образом неправильным и некачественным питанием. К таким болезням относятся ожирение, диабет, пищевая аллергия, кариес, гастрит и другие.

Важность решения задачи сохранения, укрепления и поддержания здоровья школьников подчеркивается во многих государственных документах. Охрана здоровья человека заняла особое место в Национальной Программе за 2011–2030 года “Развитие Туркменистана в социально-экономической сфере”. Так как развитие общества и государства напрямую зависит от здоровья его населения. Поэтому глубоко уважаемый Президент Туркменистана неоднократно твердил о том, что наша задача дать поддержку здоровьеохранению, и формированию здорового образа жизни среди граждан и указом президента с целью усиления и распространения ведущихся работ связанных со здоровым питанием был принят постановление № 12992 3 мая 2013 года и разработана “Национальная Программа для 2013–2017 годов по здоровому питанию населения Туркменистана”.

В последнее десятилетие общими проблемами сохранения и укрепления здоровья школьников занимаются представители различных научных областей: педагогики, медицины, физиологии, экологии питания.

Все активнее в современную дидактику входит понятие «лечебная педагогика», предполагающая профилактику и коррекцию физических и психических отклонений в развитии ребенка. В эпоху процветания и могущества в общеобразовательные средние школы внедряет разносторонние методики здоровьесберегающих технологий. Это и физическая культура, факультативные занятия и уроки по ОБЖ и рациональные графики смены учебы и отдыха. В школах формируется здоровая среда: специальная мебель, освещение, тепловой режим и др.

Питание — это необходимая потребность любого живого организма и обязательное условие для жизни и здоровья человека. Пищевое поведение людей зависит от многих факторов, основным из которых является отсутствие сформированной культуры здорового питания. Изменения, происходящие в последнее время в составе и качестве пищевых продуктов, в значительной степени осложнили задачу сохранения здоровья человека. Но при этом наш организм практически не изменился. Современная пища перерабатывается точно так же, как и тысячи лет назад. А реклама призывает школьников вместо полноценного обеда употреблять сникерсы, чипсы, сухарики, газированные напитки, фаст-фуды, напичканные всевозможными пищевыми добавками, а наш организм из этой современной пищи с огромным количеством сахара, жиров, красителей, консервантов вынужден с трудом извлекать элементы, которые необходимы ему для дальнейшего существования. Ребенку трудно противостоять рекламе. Наши предки уделяли особое внимание культуре здорового питания и в наследство они нам оставили множество поговорок и пословиц, с помощью которых можно давать учащимся начальных классов первоначальные правила здорового питания. Например: «Красота от рта (здесь: красота зависит от того чем мы питаемся)», «Если не знать меры, то и мед превратиться в яд», «Сладкое питание- горькое рыганье», «Кто не моет перед едой, тот не уважает себя, а тот, кто не моет руки после еды, тот не уважает свой хлеб» и т. п. В книге Глубокоуважаемого Президента Туркменистана “Щедрая скатерть” широко раскрываются национальные правила здорового питания. Уделять особое внимание здоровью был обьязательным условием туркменской скатерти. Наши предки предавали большое значение правилам питания, свойствам и качествам продуктов. В течении многовековой истории наш народ усовершенствовал культуру питания. Питание соответствовал физиологическим нормам и экологическим требованиям.

Мы предлагаем учителям начальных классов про обучении младших школьников навыкам здорового питания, учащимся начальных классов очень важно давать знания, о том, как здоровое питание благотворно влияет на здоровье человека.Например с помощью туркменских поговорок можно давать детям первоначальные правила здорового питания.

А также с этой целью начиная с четвертого класса в туркменских школах уроки труда проводятся отдельно для мальчиков и девочек. И значительное место на уроках труда для девочек занимает раздел «Кулинария», который знакомит школьниц с технологией приготовления кулинарных блюд. Включение в содержание раздела тем, направленных на ознакомление учащихся с современными требованиями к здоровому питанию и со способами определения качества пищевых продуктов, которые будут способствовать воспитанию заинтересованного отношения учащихся к своему здоровью. Такие занятия позволят не только в теории, но и на практике реализовать подходы к формированию с раннего возраста здорового образа жизни. Это позволит предупредить отклонения в развитии детей, вызванные нарушением обмена веществ, недостатком некоторых витаминов, минеральных веществ, белковой пищи и т. д., поэтому данные исследования являются очень актуальными.

Почему именно в школах следует принимать меры по формированию навыков здорового питания?

‒ Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки. Наоборот недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность.

‒ Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказании им помощи.

Часто школы более эффективно, квалифицировано, беспристрастно содействуют охране здоровья т здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Учителя контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющим их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут повлиять на соответствующее поведение персонала, родителей и других членов общества.

‒ Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи.

Не зря у туркмен говорят: «Здоровье матери- здоровье населения». Так как именно женщины чаще всего готовят и выбирают пищу для семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования матери. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним их наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение.

‒ Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени

Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения, проявляются еще в детстве. Установлено что просвещение в области питания оказывают существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что в свою очередь ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

‒ — Образование и хорошее питание укрепляют экономику.

Люди имеющие полноценное питание и хорошее образование работают с большей производительностью и, следовательно, вносят больший вклад в нашу национальную экономику.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения поведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие организма ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципы правильного питания. Недостатком в организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и газированными напитками и т. д.

Но все в наших руках: мы можем с детских лет приучить ребенка к здоровой пище, отвлечь от нынешнего «бича» детского меню- чипсов и сухариков и спасти их от гастрита и язв.

Литература:

  1. Апанасенко, Г. Л. Здоровый образ жизни [Текст]/ Г. Л. Апанасенко. — М., 1988. — 56с.
  2. Азбука питания Текст.: метод, рекомендации по организации и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях / H. A. Таргонская. М.: Линка-Пресс, 2002. — 142 с.
  3. Азизова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье» Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Азизова Ирина Юнусовна. СПб., 2002. — 142 с.
  4. Авдеева, H. H. Здоровье как ценность и предмет научного знания Текст. / Н. Н. Авдеева, И. И. Агимарин, Г. Б. Степанова // Мир психологии. 2000. — № 1 (21).-С. 68–75.
  5. Александрова, И. Э. Питание как фактор формирования здоровья школьников Текст. / И. Э. Александрова // Охрана здоровья детей и подростков. — М., 2002. С. 86–96.
  6. Аллакаева, Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Аллакаева Людмила Михайловна. М., 2003. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровое питание, школа, здоровый образ жизни, правильное питание, Глубокоуважаемый Президент Туркменистана, здоровье детей, здоровье человека, Национальная Программа, особое внимание, охрана здоровья.


Задать вопрос