В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Как правило, наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом это занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления.
Вместе с тем, наряду с поощрением физического развития в ГБОУ ООШ с. Хорошенькое внедрена и активно используется вновь разработанная методическая программа «Школа — исток здоровья», которая объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены, досуга. Важную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Утренняя зарядка, прогулки, игры на свежем воздухе станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, которые своим личным примером наглядно демонстрируют ребенку ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Так, одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы — проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села. Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами: преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России. Сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы — это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности.
Интеграция сельской школы с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе (учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т. п.) позволит осуществить комплексный, межотраслевой подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр. Сообщество села, окружающего школу, нуждается, как и школа, в установлении и развитии взаимовыгодного социального партнерства, сотрудничества и консолидации ресурсов для совместного решения социально-значимых проблем школы и сообществ. А организация совместных социально-значимых мероприятий не только расширит кругозор участников, но и будет способствовать привитию любви к родному краю, Родине, ответственному поведению, терпимости, взаимопониманию, диалогу культур.
Целью реализации программы является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, педагогов и родителей.
Для реализации указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (укрепление материально-технической базы учреждения, повышение педагогического потенциала, привлечение родительских ресурсов).
2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
3. Сформировать знания о безопасном поведении и оказании помощи в опасной ситуации.
4. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
6. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
7. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
8. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
9. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
10. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
11. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
12. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основными планируемыми результатами реализации программы «Школа-исток здоровья» могут выступить:
1. Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).
2. Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.
3. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
4. Применение рекомендуемого врачами режима дня.
5. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.
В целях успешной реализации методической программы, решения поставленных задач, достижения цели, а также поэтапного контроля ее местонахождения в образовательном процессе подготовлен план деятельности по ее реализации, который приведен в таблице 1.
Таблица 1
План деятельности по реализации программы «Школа-исток здоровья»
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
||||
1. |
Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства. |
В течение года |
Директор школы |
Дежурство по школе |
2 |
Эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов) |
Постоянно |
Директор школы, заведующие кабинетами |
|
3 |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок |
Ежегодно сентябрь — январь |
Зам. директора по УВР |
Контроль |
4 |
Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям |
Ежегодно |
Директор школы, заведующие кабинетами |
Контроль |
5 |
Организация активного отдыха на переменах |
Постоянно |
Заместитель директора школы |
Подвижные игры, Работа библиотеки |
6 |
Проведение «здоровых уроков» разнообразие форм проведения уроков |
Постоянно |
Администрация школы, учителя — предметники |
Педсовет |
7 |
Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, «Окружающий мир» |
|
Администрация школы |
Педсовет |
8 |
Учет посещаемости школы учащимися (ведение журнала) |
Постоянно |
Классные руководители |
Педсовет |
9 |
Организация спортивных секций, кружков |
Сентябрь |
Руководители секций, кружков |
Педсовет |
10 |
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности |
Постоянно |
Администрация школы |
Тренировки |
11 |
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий |
В течение года |
Учитель физкультуры |
Дни здоровья, конкурсы |
2. Уровень здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей |
||||
1 |
Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра) |
В течение года |
Администрация школы |
Педсоветы, родительские собрания. Выступление фельдшера с рекомендациями по его восстановлению |
2 |
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. |
Постоянно |
фельдшер |
Мониторинг |
3 |
Улучшение качества медицинского обслуживания: Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа |
Постоянно, не реже 1 раза в месяц |
Фельдшер |
Беседы,«Уголок здоровья» |
4 |
Организация горячего питания |
постоянно |
Администрация школы |
Контроль |
5 |
Оздоровительная программа с детьми в летний период |
Июнь |
Администрация школы |
Организация и работа школьного оздоровительного лагеря, турпоходы, экскурсии |
6 |
Оформление стендов «В здоровом теле — здоровый дух» |
|
Учитель физкультуры |
|
7 |
Проведение физкультминуток |
|
Учителя-предметники |
Утренняя зарядка, Дни Здоровья |
3. Гигиеническое, санитарно-просветительное воспитание учащихся |
||||
1 |
Реализация программы «Здоровье» |
В течение года |
Классные руководители |
Индивидуальные консультации специалистов для родителей и учащихся |
2 |
Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни |
|
Библиотекарь |
Выставки, стенды, информационные уголки |
4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
||||
1 |
Результаты тестирования учащихся по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, кл. руководители |
Вопросы и анкеты |
2 |
Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом Международного дня борьбы с курением |
1.12
19.11 |
Зам. директора по ВР, кл. руководители |
Конкурсное сочинение «СПИД — чума века» Тест «Что мы знаем о курении» Беседа со специалистом |
3. |
Родительский лекторий «Легко ли быть молодым в наше время» |
1 полугодие |
Зам. директора по ВР |
Круглый стол |
4. |
Проведение школьной акции «Мы — за здоровый образ жизни» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
В программе: Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений. Обзорные книжные выставки и материалы СМИ. |
5. Физкультурно-массовая оздоровительная работа |
||||
1. |
Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом |
|
Зам. директора по ВР, учитель физкультуры |
Расписание работы секций, |
2 |
Школьные программы спортивно-массовой оздоровительной работы |
Учебный год |
Директор школы |
Дни здоровья, Спортивные соревнования, Праздники, Конкурсы, Акции, Подвижные игры, Походы, Работа школьных спортивных секций и др. |
3 |
Летняя оздоровительная программа |
|
Зам. директора по ВР |
Школьный оздоровительный лагерь. Витаминные столы |
4 |
Работы группы здоровья для родителей |
Учебный год |
Учитель физкультуры |
Занятия, соревнования |
5 |
Участие в районных соревнованиях |
Учебный год |
Учитель физкультуры |
Соревнования, мероприятия |
6. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся |
||||
1. |
Дооборудование спортивной площадки, спортивного зала. |
2012–2017 |
Директор школы |
Ремонт |
2. |
Приобретение спортивных инвентарей (мячи, лыжный инвентарь и др.) |
Директор школы |
|
Дополнительно выполнение плана контролируется путем мониторинга получаемых результатов, который осуществляется с помощью инструментов, изложенных в таблице 2.
Таблица 2
Инструментарий мониторинга реализации программы
Индикаторы |
Инструменты мониторинга |
Исполнители |
Форма предоставления результатов |
Состояние здоровья учащихся (кол-во учащихся с отклонениями в здоровье, имеющих нарушения зрения, осанки, группы здоровья и физкультурные группы) |
Анализ данных медицинских осмотров учащихся, данные физического развития |
Фельдшер школы |
Статистический отчет |
Количество учащихся, посещающих спортивные секции |
Анализ занятости учащихся во внеурочное время |
Учитель физической культуры, зам. директора по УВР |
Анализ посещаемости |
Общая заболеваемость учащихся |
Учет медицинских справок |
Фельдшер школы, классные руководители |
Анализ заболеваемости |
Информация о пропусках уроков учащимися |
Анализ посещаемости |
Классные руководители |
|
Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся |
Физкультурная группа, тесты для оценки физического развития и двигательной подготовленности |
Учитель физкультуры |
отчет со сравнительной динамикой за год |
Объем и структура учебной нагрузки |
Расписание |
Зам. директора |
Анализ расписания |
Тревожность и напряженность учащихся |
Диагностика и анкетирование |
Социально-психологическая служба |
Результаты диагностики |
Внедрение программ по ЗОЖ |
Контрольные срезы и тесты для учащихся |
администрация школы |
Результаты тестирования |
Соблюдение режима дня |
Анкетирование |
Классные руководители |
Информация |
Реализуемая уже в течение более 2-х лет методическая программа дает свои результаты, которые отражаются как на повышении общего уровня здоровья учеников, занятию ими большего количества призовых мест в районных и окружных соревнованиях, так и в повышении уровня знаний детей. Достижение запланированной цели становится возможным и в связи с тем, что основу программы составляет забота об организации соответствующих условий для проведения учебно-воспитательного процесса, ориентация учащихся, педагогов и родителей на здоровый образ жизни. Забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания нашего педагогического коллектива. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Литература:
1. Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе «Образование и здоровье» / К. И. Алексеева //Завуч. — 2005. — N 8. — C. 121–123.
2. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. — 2005. — N 3. — C. 57–58.
3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. — 2005. — N 3. — С. 52–78.
4. Кулаковский О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. — 2005. — N 5. — С. 34–41.
5. Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. — 2005. — N 1. — С. 59–61.