Ключевые слова: младший школьный возраст (7–10 лет), психические новообразования — образования типичные для определённой возрастной категории, нарушения пищевого поведения, факторы семьи, влияющее на пищевое поведение.
В младшем школьном возрасте закладываются основные принципы здорового образа жизни, которыми ребенок будет руководствоваться в последствии. Начальная школа — это тот период детства, когда формируются очень важные психические новообразования, такие как: рефлексия и внутренний план действий. Данные новообразования опосредуют механизмы регуляции поведения младшего школьника. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия позволяет младшему школьнику оценивать собственные поступки, действия. Внутренний план действий организует деятельность, способствует удержанию целевых ориентиров, то есть работает на результат. Именно в младшем школьном возрасте важно формировать поведенческие стратегии и от того насколько верно будут сформированы данные ориентиры, будет зависеть дальнейшее качество жизни маленького человека.
Рефлексия и внутренний план действий связаны с такими понятиями, как мотивация, произвольное внимание, система отношений. В процессы рефлексии и построения внутреннего плана действий включаются тонкие душевные механизмы. Ребенку необходимо контролировать процесс, что становится возможным благодаря актуализации произвольного внимания. Для удержания целевых ориентиров и реализации плана действий также важна мотивация. Учитель, как наиболее значимый взрослый для младшего школьника, может эффективно стимулировать процесс обучения через поддержку мотивации учащихся на высоком уровне: одобрительными оценками, похвалой, демонстрацией, (путем собственного примера) правильных поведенческих реакции. Отметим, что для личности младшего школьника характерна потребность в следовании положительным эталонам в поведении.
Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок данного возраста уже способен сознательно формулировать цель какого-либо занятия, тем самым мотивируя себя. Произвольность психических процессов позволяет младшему школьнику намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.
Анализ механизмов включения новообразований в процесс развития личности младшего школьника дает педагогу инструментарий для построения обучения и воспитания школьников в вопросах здорового рационального питания.
Результатом обучения (в отношении вопроса культуры здорового питания) в соответствии с ФГОС в начальной школе является: понимание учащимися необходимости ЗОЖ, наличие знаний о строении человека, о сохранении и укреплении здоровья, формирование правил рационального питания, личной гигиены и правил безопасного поведения.
Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии ребенка. Однако следует обратить внимание на то, что формирование поведенческих реакций, особенно культуры здорового питания, связано с теми пищевыми привычками, которые сложились в семье. Воспитание у учащихся правил здорового образа жизни на одних лишь уроках окружающего мира и физической культуры не могут привести к формированию устойчивого поведения, так как всегда необходимо учитывать семейный контекст, в рамках которого осуществляется большая часть жизни ребенка. Таким образом, к процессу формирования ЗОЖ необходимо активно привлекать самих родителей.
В рамках просветительской деятельности классному руководителю важно обратить особое внимание родителей на те ошибки, которые могут повлечь серьезные последствия для ребенка в будущем. Модели пищевого поведения, которые формируются в семье могут вызывать поведенческие нарушения у детей. К подобным моделям поведения относится:
- Искажение рациона питания и составление его без учета потребностей растущего организма. Подобное поведение характерно для семьи, в которой родители не задумываются о формировании сбалансированного меню для ребенка, или идут на поводу у ребенка и предлагают только те продукты, которые предпочитает ребенок.
- «Подкрепляющее» пищевое поведение, формирующее нейронные и эмоциональные связи между питанием и подкрепляемым им поведением. Подобное поведение характерно для семей, в которых родители используют еду в качестве похвалы. «Сделал уроки. Молодец! Вот тебе конфетка». Таким образом, у ребенка формируется механизм эмоциональной компенсации, то есть «когда мне не достает внимания, похвалы, я съем конфетку». Возможен другой вариант подкрепляющего поведения, когда бабушка говорит внуку: «Съешь все, будешь большой молодец». В результате младший школьник стремиться к получению похвалы, одобрения, начинает активно есть и просить добавки, так он получает свою порцию эмоционального подкрепления.
- Семейные пищевые паттерны, то есть пищевые предпочтения, которые преобладают в семье и передаются ребенку. Так, например, обилие в рационе семьи мучного/жаренного, отсутствие овощей и фруктов является пищевым паттерном. Младшие школьники усваивают пищевые привычки родителей, так как характерным для данного возраста является пример взрослых, следование предложенным эталонам поведения.
- Искажение телесных связей в регуляции питания. Подобное поведение характерно для семей, где детям навязывается прием пищи, даже если ребенок не голоден. В подобной ситуации происходит потеря или «подмена» у ребенка ощущение голода/жажды в связи с «насильственным» кормлением.
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новообразований личности. Поэтому так важно заложить в младшем школьном возрасте правильные поведенческие конструкты здорового питания.
Литература:
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — С. 187–213.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и ред. Г. В. Бурменская. — М., 1996. — 385с.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования /Ред. Безруких М. М., Сонькин В. Д.– М.: МГФПШК, 2004. — 380с.