Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Л. И. Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности / Л. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57724/ (дата обращения: 21.11.2024).



Создание условий, соответствующих требованиям сохранения здоровья и обеспечения эмоционально — психологического комфорта для всех участников образовательного процесса является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Проблемы сохранения здоровья школьников стали особенно актуальными на современном этапе.

Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.

Ключевая роль в формировании здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения российского общества отводится образованию.

Требования Федерального закона Министерства образования и науки Российской Федерацииоб охране здоровья детей в условиях ГБОУ СОШ № 1 пгт Суходол реализую в рамках внеурочной деятельности кружка «Формирование культуры здоровья» для учащихся 7–8 классов.

Программа кружка «Формирование культуры здоровья» для учащихся 7–8 классов составлена на основе материалов пособий по организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Материалы программы сгруппированы в несколько модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию здорового образа жизни («О ценности и смысле человеческой жизни», «Правильное питание — залог здоровья», «Мода и здоровье», «Социальное здоровье», «Профилактика зависимого поведения»).

Программа направлена на решение воспитательной задачи — формирование здоровой и нравственно ориентированной личности подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему физическому и нравственному здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, зависит будущее нашего общества.

В основе содержания программы лежит несколькоидей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:

– подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым; — подростку должно быть интересно, учиться быть здоровым;

– у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни.

При организации воспитательной работы по формированию основ культуры здорового образа жизни необходимо учитывать особенности подросткового возраста

Четыре основных принципа воспитания культуры здоровья.

  1. Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации.
  2. Научная обоснованность. При выборе источников информации следует ориентироваться только на проверенные, имеющие надёжную репутацию массмедиа, использовать материалы, опубликованные в научных источниках.
  3. Практическая целесообразность. Все формируемые навыки и умения должны быть востребованы в повседневной жизни подростка, находить практическое применение. Ученик должен понимать, как то, чему он учится, может помочь ему в решении актуальных для него задач и проблем (соблюдение режима дня может сэкономить время для хобби, правильное питание — улучшить состояние кожи, занятие спортом — приобрести красивую фигуру и т. д.). Очевидно, что у каждого подростка личностные смыслы активностей, связанных с заботой о собственном здоровье, будут своими. Задача педагога — помочь подростку осознать личностную значимость здоровья.
  4. Культурологическая сообразность.Во-первых,работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народа, законы и правила жизнеустройства, выработанные веками и прошедшие проверку временем.

Во-вторых, содержание и идеи воспитания культуры здоровья должны перекликаться с идеями и ценностями актуальной культуры общества.

Формы организации работы.

Мини-лекция.Является составной частью большинства предлагаемых форм работы. Основная цель педагога при проведении мини-лекции — представить воспитанникам необходимый для выполнения последующего задания объём информации. Продолжительность 7 минут, содержание — 3–4 тезиса, каждый из которых подкреплён конкретными примерами.

Проектная деятельность.

– исследовательские, где учащимся предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент («Тайм-менеджмент и здоровье»);

– творческие, где результатом деятельности является самостоятельный творческий продукт, придуманный самими подростками («Вкусный обед», «Кулинарное путешествие»).

Дискуссионные формы. Не используются как самостоятельные формы работы, а являются составным компонентом большинства из форм (дискуссионный клуб «Здоровье и профессия»).

Игра.Игровые формы работы позволяют заинтересовать подростков, привлечь их внимание к аспектам проблемы, которые исходно не кажутся значимыми, привлекательными, носят соревновательный характер (игровой тренинг «Как отказаться от опасного предложения», игровой проект «Интернет и я»).

На занятиях внеурочной деятельности проводится работа по формированию ценностного отношения к собственному здоровью. Так, например, одной из проблем прогрессирующего ухудшения здоровья детей является отсутствие у детей школьного возраста культуры здорового питания. Не секрет, что школьники традиционному горячему питанию предпочитают чипсы, гамбургеры и газированные напитки, что подтверждается результатами анкетирования обучающихся школы. Кроме того, питание большинства семей не соответствует принципам здорового питания. Причина не в недостатке материальных средств и времени, а в низком уровне информированности по вопросам полноценного питания.

Этому вопросу были посвящены социальные проекты на тему «Антиреклама «вредной еды» и «Правильное питание — залог здоровья».

Проблема правильной организации питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социально-экономическое значение, так как является одним из важных факторов, формирующих здоровье и последующее развитие человека.

Как бы много мероприятий не проводилось по профилактике здорового питания, но риски все равно остаются. Агрессивная реклама по продаже «Фаст-фуда», чипсов, сухариков и различных напитков, разрушающих здоровье человека, призывают употреблять данную продукцию. Это является соблазном и не всегда человек может устоять против этого. Поэтому так важно проведение мероприятий по формированию культуры питания, как с детьми, так и с родителями.

Данная работа имеет социальное значение, так как формирование у детей культуры питания является в наше время очень важной и актуальной задачей. В конечном итоге это будет влиять на здоровье нации в целом.

В результате проведённых мероприятий у детей сформировано понимание о необходимости рационального питания, как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьники, изучая проблемные вопросы о правильном питании, приобрели знания, позволяющие им ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные.

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учѐтом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Литература:

  1. Полная энциклопедия здорового питания/ сост. А. В. Маркова.—М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005
  2. Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников. Рощина Г. О., Яланузян И. Ю., Легкошур И. М., Бажанова А. Г. — Ярославль, ГОУ ЯО ИРО РИО, 2011
  3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
  4. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, правильное питание, здоровое питание, воспитательная работа, здоровье, подросток, собственное здоровье, формирование.


Похожие статьи

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Похожие статьи

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Задать вопрос