Создание условий, соответствующих требованиям сохранения здоровья и обеспечения эмоционально — психологического комфорта для всех участников образовательного процесса является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Проблемы сохранения здоровья школьников стали особенно актуальными на современном этапе.
Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.
Ключевая роль в формировании здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения российского общества отводится образованию.
Требования Федерального закона Министерства образования и науки Российской Федерацииоб охране здоровья детей в условиях ГБОУ СОШ № 1 пгт Суходол реализую в рамках внеурочной деятельности кружка «Формирование культуры здоровья» для учащихся 7–8 классов.
Программа кружка «Формирование культуры здоровья» для учащихся 7–8 классов составлена на основе материалов пособий по организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Материалы программы сгруппированы в несколько модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию здорового образа жизни («О ценности и смысле человеческой жизни», «Правильное питание — залог здоровья», «Мода и здоровье», «Социальное здоровье», «Профилактика зависимого поведения»).
Программа направлена на решение воспитательной задачи — формирование здоровой и нравственно ориентированной личности подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему физическому и нравственному здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, зависит будущее нашего общества.
В основе содержания программы лежит несколькоидей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:
– подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым; — подростку должно быть интересно, учиться быть здоровым;
– у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни.
При организации воспитательной работы по формированию основ культуры здорового образа жизни необходимо учитывать особенности подросткового возраста
Четыре основных принципа воспитания культуры здоровья.
- Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации.
- Научная обоснованность. При выборе источников информации следует ориентироваться только на проверенные, имеющие надёжную репутацию массмедиа, использовать материалы, опубликованные в научных источниках.
- Практическая целесообразность. Все формируемые навыки и умения должны быть востребованы в повседневной жизни подростка, находить практическое применение. Ученик должен понимать, как то, чему он учится, может помочь ему в решении актуальных для него задач и проблем (соблюдение режима дня может сэкономить время для хобби, правильное питание — улучшить состояние кожи, занятие спортом — приобрести красивую фигуру и т. д.). Очевидно, что у каждого подростка личностные смыслы активностей, связанных с заботой о собственном здоровье, будут своими. Задача педагога — помочь подростку осознать личностную значимость здоровья.
- Культурологическая сообразность.Во-первых,работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народа, законы и правила жизнеустройства, выработанные веками и прошедшие проверку временем.
Во-вторых, содержание и идеи воспитания культуры здоровья должны перекликаться с идеями и ценностями актуальной культуры общества.
Формы организации работы.
Мини-лекция.Является составной частью большинства предлагаемых форм работы. Основная цель педагога при проведении мини-лекции — представить воспитанникам необходимый для выполнения последующего задания объём информации. Продолжительность 7 минут, содержание — 3–4 тезиса, каждый из которых подкреплён конкретными примерами.
Проектная деятельность.
– исследовательские, где учащимся предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент («Тайм-менеджмент и здоровье»);
– творческие, где результатом деятельности является самостоятельный творческий продукт, придуманный самими подростками («Вкусный обед», «Кулинарное путешествие»).
Дискуссионные формы. Не используются как самостоятельные формы работы, а являются составным компонентом большинства из форм (дискуссионный клуб «Здоровье и профессия»).
Игра.Игровые формы работы позволяют заинтересовать подростков, привлечь их внимание к аспектам проблемы, которые исходно не кажутся значимыми, привлекательными, носят соревновательный характер (игровой тренинг «Как отказаться от опасного предложения», игровой проект «Интернет и я»).
На занятиях внеурочной деятельности проводится работа по формированию ценностного отношения к собственному здоровью. Так, например, одной из проблем прогрессирующего ухудшения здоровья детей является отсутствие у детей школьного возраста культуры здорового питания. Не секрет, что школьники традиционному горячему питанию предпочитают чипсы, гамбургеры и газированные напитки, что подтверждается результатами анкетирования обучающихся школы. Кроме того, питание большинства семей не соответствует принципам здорового питания. Причина не в недостатке материальных средств и времени, а в низком уровне информированности по вопросам полноценного питания.
Этому вопросу были посвящены социальные проекты на тему «Антиреклама «вредной еды» и «Правильное питание — залог здоровья».
Проблема правильной организации питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социально-экономическое значение, так как является одним из важных факторов, формирующих здоровье и последующее развитие человека.
Как бы много мероприятий не проводилось по профилактике здорового питания, но риски все равно остаются. Агрессивная реклама по продаже «Фаст-фуда», чипсов, сухариков и различных напитков, разрушающих здоровье человека, призывают употреблять данную продукцию. Это является соблазном и не всегда человек может устоять против этого. Поэтому так важно проведение мероприятий по формированию культуры питания, как с детьми, так и с родителями.
Данная работа имеет социальное значение, так как формирование у детей культуры питания является в наше время очень важной и актуальной задачей. В конечном итоге это будет влиять на здоровье нации в целом.
В результате проведённых мероприятий у детей сформировано понимание о необходимости рационального питания, как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьники, изучая проблемные вопросы о правильном питании, приобрели знания, позволяющие им ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные.
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учѐтом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Литература:
- Полная энциклопедия здорового питания/ сост. А. В. Маркова.—М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005
- Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников. Рощина Г. О., Яланузян И. Ю., Легкошур И. М., Бажанова А. Г. — Ярославль, ГОУ ЯО ИРО РИО, 2011
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».