На новом этапе формирования человечества, в условиях насыщенного преобразования общества, в том числе и среды образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов общества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.
Образование сталкивается с нешуточной проблемой сохранения здоровья учащихся, реализации условий их развития, уменьшения воздействия вредных факторов на всем протяжении обучения детей в школе.
Проблемы ребенка в учебе, связанные с увеличенными требованиями программ, их усложнением, неминуемо влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и, как следствие, ухудшающееся состояние здоровья. Нередко нынешняя массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. На современном этапе проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни у учащихся представляет особый интерес для исследователей и является весьма актуальной.
Внеурочная деятельность — это нетрадиционный урок, но он также направлен на достижение высоких образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом внеурочная деятельность носит компенсационный характер: содействует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Таким образом, внеурочная деятельность — это особый вид деятельности, реализовываемый в рамках образовательного процесса.
Вопрос внеклассной работы в психолого-педагогической литературе постигается давно. В. А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни … и замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков [15,272c]».
Разнообразные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах таких известных педагогов и ученых, как Н. П. Аникеева, Н. И. Болдырев, Г. И. Щукина, В. М. Минаева, В. Д. Шадрик, И. Ф. Харламов, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов и др. При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов реализации данной деятельности. Педагог должен знать, как организовать воспитательную внеурочную деятельность учащихся, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как спроектировать многообразные образовательные программы внеурочной деятельности и воплотить их в жизнь.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации незанятого времени школьников.
Цель внеурочных занятий — сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни, так как внеурочные занятия носят специфический характер функций целостного педагогического процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
На внеурочной деятельности по технологии можно сделать акцент на правильном питании и его рецептах. К сожалению, ВОЗ признала ожирение эпидемий XXI в. Это заболевание уже относится к числу наиболее распространённых. Если посмотреть статистику, каждый четвертый житель нашей планеты имеет избыточную массу тела. Только за последние 20 лет число детей в возрасте 6–11 лет, страдающих от ожирения, удвоилось, а число подростков с избыточным весом — утроилось. Национальные ассоциации всего мира ежегодно публикуют сообщения, что с каждым годом подростков и детей с лишним весом становится всё больше и больше. Пожалуй, стоит задуматься.
Немаловажно пересилить стереотип коллективного сознания, согласно которому полные люди — это любители хорошо поесть, т. к. часто они потребляют не больше пищи, чем люди с нормальным весом, а причина ожирения кроется в наличии сложных метаболических нарушений в организме, приводящих к накоплению и отложению избыточного количества жира.
Лишний вес у детей может привести к раннему развитию таких заболеваний, нехарактерных для детского возраста, как гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца, цирроз печени и др. Эти заболевания в свою очередь ухудшают качество жизни и уменьшают продолжительность жизни человека.
Подростки еще дети, но уже на пути к взрослой жизни. Современный мир очень сложный и, конечно, отличается от того мира, в котором жили их родители. Если оглянуться в прошлое, то можно вспомнить, что подростковой возраст 40 лет назад, протекал в других условиях. У подростков формировали нравственные ориентиры и были четкие границы понимания «правильного» и «неправильного», добра и зла. Понимание отчетливо существовало. Это давало возможность сформировать собственное мировоззрение. Чего не скажешь о современных подростках: их грани плохого и хорошего стерты, и они нравственно дезориентированы. И сейчас важно вернуть авторитет учителя, но уже нового педагога, понимающего современного подростка и идущего в ногу со временем.
Не секрет, что современные подростки на «ты» с технологиями. Инстаграм, контакт и интернет давно плотно вошли в нашу жизнь, и мы не можем представить наше существование без посещения страничек, как минимум 2 раза в день. Всплывающие новости, обрывистые тексты СМИ, рекламные ролики, делает их сознание фрагментным. Мир для них, как калейдоскоп из разных фактов и осколков информации.
Детям навязывают мнение, что успех должен последовать мгновенно. Не один раз можно услышать от них, что сейчас образование не так важно, жить можно и без образования и диплом вовсе не нужен. Социальные сети пользуются огромным интересом у современных подростков, общение, новости, игры, музыка, фото и видео — все в открытом доступе, и даже возможность заработать легкие деньги. Обнаруживают для себя кумиров и подражают их образу жизни. Важно успеть сформировать у ребенка, что его кумиром может стать квалифицированный педагог, который отлично владеет знаниями и социальными сетями, оставаясь при этом прекрасным педагогам, авторитетом и просто другом.
Среди подростков появилась новая тенденция следить за своим здоровьем, заниматься спортом, а значит, и учиться правильно питаться.
Почему бы не использовать этот шанс и не провести параллель между социальными сетями и внеурочной деятельностью. Преподаватели могут использовать этот момент как шанс с помощью социальных сетей привлечь детей на внеурочной деятельности к приготовлению здоровой пищи, сформировать нужные знания в области диетологии, научить искусству фотографирования еды — фудстаграммингу (рис.1), изучить различные профессии современного мира: блогер, фудблогер, бьютиблогер и т. д.
Внеурочная деятельность по технологии — отличная платформа для современных подростков 21 века, в которой они будут чувствовать себя уверенно; попадая в мир социальных сетей, они не всегда могут выбрать верное направление, преподаватель же, изучив эту систему, станет проводником для ребенка и направит его в правильное русло, и тогда социальные сети будут нести обучающий характер, который сформирует у ребенка не только хорошие знания, но и поможет сохранить здоровье и воспитает в нем задатки не только здорового человека, но далеко мыслившего на будущее, возможно, в этом случае педагог будет не просто наставником, но и другом. Следовательно, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность формирует здоровый образ жизни у современных школьников.
Рис. 1. Полезный десерт
Современному педагогу просто необходимо искать новые формы организации интересной деятельности учащихся, как можно больше организовывать внеурочных мероприятий, направленных на физическое, умственное, эстетическое и трудовое воспитание. Предмет технология дает отличные возможности для воспитания всех этих качеств и увеличения результатов, заявленных ФГОС.
Литература:
- Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
- Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
- Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 227–233.
- Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 90–93.
- Войтик И. В. Урок по теме «Урожай в лесу» // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 8. — С. 57–60.
- Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.
- Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. — 2014. — № 3. — С. 222–229.
- Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 59–62.
- Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. — 2013. — № 3. — С. 115–120.
- Сухомлинский В. А. О воспитании, — М..: Издательство политической литературы, 1973 г. — 272 стр.
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight