Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 16.05.2015

Статья просмотрена: 1391 раз

Библиографическое описание:

Батраева, Е. С. Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования / Е. С. Батраева, О. С. Казайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18694/ (дата обращения: 16.12.2024).

Неотъемлемой частью процесса познания человеком окружающего мира является мышление.

В психологии, понятие «мышление» рассматривается как активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности.

Наряду с обобщенным понятием мышления, выделяют такой вид мышления как дизайнерское мышление.

Дизайнерское мышление – это такой тип мышления, при котором имеется определенное количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней.

Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций: Анализ – мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте

Синтез- мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез находятся в тесной взаимосвязи. Основной формой мышления является анализ через синтез. Сравнение- соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. [1] К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». [2]

Перейдём к рассмотрению методики формирования дизайнерского мышления у учащихся в условиях дополнительного образования.

Известно, что помимо школьной программы, включающей уроки ИЗО и технологии, существуют различные курсы, художественные школы и центры дополнительного образования, в условиях которых также протекает процесс формирования и развития творческих и дизайнерских способностей учащихся. Действительно, дополнительное образование является первой ступенькой в самоопределении детей, их ориентации на будущее. Оно позволяет выявить творческий потенциал детей и далее развивать их способности. Нельзя забывать о том, что дополнительное образование это в первую очередь возможность саморазвития ребенка, а уже после, его увлечение.

Следовательно, возникает необходимость в разработке методики проведения занятий, способствующих лучшему усвоению знаний, умений и навыков и последующему применению их на практике.

Прежде, чем приступить к обучению детей, необходимо выявить уровень их развития в определенной области. В данном случае в области декоративно – прикладного искусства.

Для определения уровня развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения, предпочтительно использовать психолого-педагогические методики тестовых испытаний группы исследователей: Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е., Головиной Т.Н., Евдокимовой. [3]. Предпочтение было отдано именно этим авторам, в силу их ориентированности на группу детей с целью установить уровень развития дизайнерского мышления.

В ряд заданий включены такие, которые позволяют выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

После проведения вышесказанной методики определения уровня развития дизайнерского мышления детей, следует приступать непосредственно к проведению занятий, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подбирая для каждого психотипа индивидуальный подход. Так, для аудиалов, информация лучше воспринимается в устном изложении (рассказ, лекция, беседа), визуалы предпочитают наглядные пособия (картинки, образцы изделий), кинестетики – воспринимают большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений, так для них следует подбирать тот материал, те предметы, которые можно осязать.

Наряду с традиционными методами обучения широко используются инновационные технологии, например интерактивная доска. Применение интерактивной доски на занятиях декоративно – прикладного творчества позволяет в большей степени формировать у детей творческие способности и дизайнерское мышление, особенно при изучении тем связанных с цветом, формой, фактурой, декором. Это универсальный метод обучения, подходящий как, аудиалам, визуалам, так и кинестетикам.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно определить методику проведения занятий направленных на формирование дизайнерских способностей следующим образом:

1.Подготовительный этап.

Во-первых, необходимо выявить уровень развития и заинтересованности учащихся; во-вторых, создать условия для формирования дизайнерского мышления и творческих способностей учащихся;

2. Изложение основного материала.

Следует подобрать инструментарий для изложения материала, в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся ( лекции, беседы, рассказы, творческие проекты, дидактические игры, видеоролики, презентации, мастер-классы и т.д.); обратить особое внимание на темы занятий, совпадающие с темами, изучаемыми в курсе школьных дисциплин; дополнить знания детей по этим темам, расширить кругозор; также следует сделать акцент на темы, которые не включены в курс школьной программы, так как, заостряя внимание на вопросах неизученных учащимися в школе, активизируется познавательный процесс в ходе изучения новой темы, тем самым повышается уровень заинтересованности и, следовательно, занятия приобретают продуктивный характер.

3. Выполнение практического задания.

При определении практического задания, должен быть сделан акцент на самостоятельность выбора учащихся. То есть, в рамках заданной темы, учащимся предоставляется право выбора объекта труда. Деятельность учащихся должна направляться педагогом, с целью повышения эффективности труда.

4. Заключительный этап.

Включает подведение итогов, выставление оценки и самооценки, проверки усвоения полученных знаний при помощи контрольно-измерительных материалов (тесты, опрос и т.д.), домашнего задания.

Использование этой методики организации и проведения занятий декоративно-прикладного творчества, направленных на формирование дизайнерского мышления учащихся позволяет добиться наиболее эффективных результатов.

 

Литература:

1.             Большой психологический словарь под редакцией Б.Г Мещерякова, В.П Зинченко. М, 2003.

2.             К.Д Ушинский. Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332..

3.             http://azps.ru/tests/indexsp.html

Основные термины (генерируются автоматически): дизайнерское мышление, дополнительное образование, уровень развития, дизайнерское мышление учащихся, интерактивная доска, практическое задание, проведение занятий.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Задать вопрос