Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков.
Раскрывается специфика использования методов творческих проектов, проектного метода, частично-поискового метода в процессе обучения подростков графическому дизайну. Изучены методы развития дизайнерского мышления.
Ключевые слова : дизайн, дизайнерское мышление, мышление, развитие дизайнерского мышления у подростков
Актуальность исследования . На современном этапе развития образования в области искусств становится все более важным для выпускников школ искусств научиться применять графические навыки для создания индивидуализированных работ высокого качества, охватывающих визуальное искусство и дизайн.
Обучение подростков и старшеклассников основам графического дизайна играет ключевую роль в развитии их способностей к изобразительному искусству, удовлетворении их эстетических потребностей, а также в совершенствовании вкуса и повышении уровня культуры визуального восприятия мира вокруг.
В основе дизайнерского подхода лежит решение конкретной проблемы, что является ключевым для создания дизайна. Для успешного достижения поставленной задачи крайне важно обладать качествами, например, жаждой знаний и способностью к самостоятельному мышлению. В процессе нахождения оптимального решения дизайнер погружается в изучение доступных данных, вникает в потребности и отклики целевой аудитории, что впоследствии позволяет ему организовать мозговой штурм. Этот этап часто становится плацдармом для появления нестандартных идей, которые до этого момента никто не осмеливался реализовать. Именно такой процесс способствует зарождению таланта и способствует развитию профессиональных навыков.
Методология исследования . За основу был взят теоретический метод сравнительного и литературного анализа, а также обобщение знаний по теме. Были изучены различные методические и учебные пособия, научные монографии и статьи.
Результаты исследования . В современном мире, где графический дизайн непрерывно эволюционирует, он стал неотъемлемой частью множества областей, таких как создание логотипов, разработка корпоративных стилей, проектирование макетов для наружной рекламы и печатных изданий. Эта область объединяет элементы как векторной, так и растровой графики, применяемые в разнообразных соотношениях и комбинациях, что делает её исключительно гибкой и многофункциональной.
Считаем, что графический дизайн играет ключевую роль в обучении подростков основам визуального искусства и в их эстетическом развитии, благодаря своей способности интегрировать комплексный подход к решению задач, связанных с изобразительной деятельностью в условиях современного мира.
Одной из существенных характеристик содержания графических умений выступает интегративность. Рассмотрим ее содержание на рисунке 1.
Рис. 1. Содержание игтегративности [1]
Подростковый возраст выступает критическим моментом не только для развития мышления, но также играет ключевую роль в образовательном процессе. Как выявлено в исследованиях Д. И. Фельдштейна, именно в этом временном промежутке происходит значительный скачок в укреплении и развитии мышления, отмечаясь высокая активность в области творческого и дизайнерского развития [5].
Обучение играет ключевую роль в развитии подростков, пробуждая их мотивационные и потребностные аспекты. Посредством образовательного процесса подростки начинают по-новому воспринимать своё прошлое, настоящее и будущее, обретая новый взгляд на жизнь через призму познавательной активности. Этот процесс познания выдвигается на передний план, становясь основополагающим в их жизни. Опираясь на утверждения Д. Б. Эльконина о том, что доминирующий тип деятельности формирует и определяет все остальные виды действий в данном возрасте, можно с уверенностью заявить, что дизайнерское мышление находится под влиянием образовательного процесса [4]. Расширение навыков и способностей способствует углублению дизайнерского мышления. Учебный процесс и повседневный опыт подростка служат основой для начального этапа развития творческого мышления, предоставляя новый взгляд на обыденные вещи и учебные материалы. Подростки начинают видеть обычные объекты в необычных контекстах, что способствует развитию новаторских подходов и решений. Важность дизайн-мышления в образовательной среде заключается в том, что оно не только обогащает интеллектуальные и умственные процессы, но и требует активного творческого мышления для успешного обучения. Творческая деятельность является ключевым элементом для развития дизайнерского мышления, указывая на взаимосвязь между творческими подходами и обучением. Как отмечает Г. Г. Дёмина, что формирование дизайнерского мышление будет возможным и даже успешным, при реализации ряда задач:
— развитие логического мышления;
— развитие способностей к обобщению;
— формирование и развитие умений решать творческие, в том числе творческие конструкторско-технологические задачи;
— применять имеющиеся знания и умения в новых, необычных ситуациях, связанных с решением этих задач;
— формирование умений сравнивать и группировать полученную информацию [3].
В обучении дизайну у подростков ключевую роль играют исследовательские практические задания, которые стимулируют размышления и становятся основой для формирования их идей. Анализ тематически схожих работ, как метод, способствует развитию способности к дизайнерскому мышлению, уча таких подходов, подростки обучаются улавливать сходства и различия, а также умению делать выводы. Это позволяет им воспринимать объект как единое целое в контексте окружающего пространства, а не как изолированную деталь.
При обучении молодежи, особое внимание уделяется индивидуальным и возрастным характеристикам учащихся, чтобы подобрать наиболее подходящий метод обучения, сочетая традиционные и новаторские подходы. Это помогает стимулировать развитие у подростков дизайнерского мышления, что, по мнению И. Н. Семенова, наиболее эффективно достигается через практическую деятельность [2]. Практическая направленность не только способствует усвоению знаний и применению творческих решений, но и мотивирует подростков реализовывать свои идеи в физическую реальность, не ограничиваясь рамками своего воображения.
В образовательном процессе ключевым аспектом является внедрение методов, в том числе проектного и исследовательского подходов, направленных на глубокое осмысление учебного материала. Основной целью обучения должно стать не просто приобретение знаний, но и их применение для исследования мира, что способствует личностному развитию учащихся. Важно активно включать в учебный процесс элементы творчества и самостоятельной работы, направленные на развитие умений работать с проектами и проводить исследования, что повышает интерес и активность учащихся. Рекомендуется эффективно использовать уже накопленный учащимися опыт, полученный в ходе обучения по различным предметам, таким как технология, математика, изобразительное искусство, что позволит создать межпредметные связи и показать реальное применение знаний. Примеры и задания должны быть тесно связаны с реальной жизнью и демонстрировать учащимся, как теория переплетается с практикой и окружающим их миром.
В образовательной практике вдобавок к устоявшимся способам обучения, таким как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый, активно используется проектный метод. Этот подход представляет собой адаптивную схему обучения, направленную на обеспечение личностного роста студентов через стимулирование их ментального и физического развития, укрепление силы воли и культивирование творческих навыков. В рамках этого метода, студенты под руководством преподавателя работают над созданием уникальных продуктов и услуг, которые отличаются инновационностью и несут в себе значимую практическую ценность.
В методике обучения особо выделяется подход, основанный на создании проектов, в ходе которых студенты, находясь под ненавязчивым руководством педагога, работают над созданием проектов, которые могут включать в себя как материальные, так и нематериальные результаты. В таком процессе студенты активно занимаются поиском необходимой информации, в то время как учитель играет роль поддерживающего консультанта, направляющего их усилия. Этот подход позволяет реализовать идею развивающегося обучения, в рамках которого студент становится полноправным участником в образовательном процессе наряду с учителем.
Он активно развивает навык критического самоанализа, обнаруживая собственные слабые стороны, разбирается в причинах возникающих проблем и ищет способы их решения. Преподаватель дает ему свободу в выборе методов работы, возможность предлагать идеи и участвовать в групповом обсуждении разных мнений.
Рекомендуется организация разнообразных мероприятий, таких как дискуссии о началах дизайна, использовании новых материалов, анализе специализированной литературы, подборе иллюстраций, создании тематических альбомов, встречи с профессиональными архитекторами и дизайнерами, обсуждение будущего развития городской среды, а также организацию конкурсов и выставок и вклад в эстетическое оформление школьной среды. Эти действия служат основой для развития творческих способностей и реализации различных творческих проектов.
Для успешности образовательного процесса критически важно, что каждый этап творчества доводится до заключительного акта, где ранее согласованные и обсужденные эскизы студентов воплощаются в полноразмерные проекты с учетом всех предложенных корректировок. Финальные работы студентов должны быть выставлены на завершающем мероприятии, что дает возможность для анализа и сопоставления достигнутых результатов, обеспечивая дополнительную стимуляцию к обучению. Эффективность и результативность обучения молодых людей в области графического дизайна заранее обусловлены уникальными характеристиками этой дисциплины и зависят от умелого предвидения педагогами и психологами итогов обучающего процесса.
Литература:
- Предпрофессиональное развитие графических умений подростков в контексте интегративного подхода. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprofessionalnoe-razvitie-graficheskih-umeniy-podrostkov-v-kontekste-integrativnogo-podhoda (дата обращения: 15.08.2024).
- Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИИОПП АПН СССР, 1990. 215 с.
- Дёмина Г. Г. Формирование дизайнерского мышления учащихся в условиях дополнительного образования / под ред. А. Н. Крутский, О. С. Косихи // Психодидактика высшего и среднего образования: мат. X юбилейной международной научно-практической конференция. Барнаул, 2014. С. 165–168.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с
- Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. 512 с.