Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию
Автор: Чижова Екатерина Вячеславовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 06.06.2019
Статья просмотрена: 2128 раз
Библиографическое описание:
Чижова, Е. В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию / Е. В. Чижова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, окружающий мир, пространственно-образное мышление, пространственное восприятие, родной город.
Объёмно-пространственное мышление — это мыслительные процессы человека, спецификой которых являются образ, пространство и пространственные отношения. Формирование данного вида мышления происходит благодаря зрительному и пространственному восприятиям окружающего мира. Под зрительным восприятием понимается многосложный процесс построения видимого образа. Пространственное восприятие оперирует величиной и формой предметов окружающего мира, их взаимным расположением.
Объемно-пространственного мышление включает в себя целесообразность, рациональность, нестандартное решение поставленных задач, чувство гармонии, гибкость мышления и тесно связано с конструктивными способностями человека.
Большую роль в развитии объёмно-пространственного мышления играет макетирование, конструирование, моделирование, лепка и другие виды творческой деятельности учащихся.
В разработке проблемы развития объемно-пространственного мышления большое значение имеют работы Р. Арнхейма, А. В. Бакушинского, Б. М. Величковского, Б. В. Раушенбаха, А. Э. Симановского, А. Я. Цукарь [3,5,6, 14, 15].
Проблему влияния возрастных особенностей обучающихся на развитие объемно-пространственного мышления, на их изобразительную деятельность изучили О. А. Авсиян, Н. Н. Анисимовым, Г. Г. Ившиной, С. П. Рощиным [1, 2, 9, 12].
На возможность развития объемно-пространственного мышления у любого человека при целенаправленном педагогическом воздействии указывают исследования Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко [4,7, 8].
Проблема взаимосвязи пространственного мышления с учебной успеваемостью обучающихся разных возрастов рассмотрена в диссертации С.А Коногорской [10].
На занятиях по архитектурному проектированию формируется пространственно-образное мышление, углублённо изучается история мировой архитектуры, где более сильное внимание уделяется изучению отечественной и региональной архитектуре, на примере культурно-исторических памятников, с использованием интегрированных занятий. Формированию пространственно-образного мышления и проектно-конструктивной деятельности также способствуют затронутые в течение обучения вопросы начертательной геометрии, конструкции, формообразования, материаловедения, предметного дизайна, инфраструктуры и урбанистики родного города.
Каждое занятие по архитектурному проектированию включает в себя определённую смысловую нагрузку, идею, отдельные темы из области архитектуры и дизайна. В обучении используются презентации, видео, пленэры, различные архитектурные конкурсы, экскурсии, выставки. Ученики знакомятся с профессией архитектора, учатся осознанно относиться к окружающей среде и родному городу. Ребята изучают и создают своё городское пространство, осваивают навыки макетирования и художественной обработки различных экспериментальных материалов.
Таким образом, для того, чтобы учащийся успешно осваивал любой вид деятельности, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, объёмно-пространственным мышлением. Исходя из исследований педагогов и психологов, можно сказать, что, если пространственное мышление плохо сформировано, это сказывается на освоении окружающего мира, ориентации и социализации в обществе, а также влияет на уровень его интеллектуального развития и освоение новых предметов.
Объёмно-пространственное мышление является разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой сложно решить многие жизненные задачи. Объёмно-пространственное мышление определяет способность мыслить о предмете, объекте проектирования в объёме и пространстве. От данного вида мышления зависит то, насколько он наблюдателен, умеет точно представить проектируемый объект, разработать образ в практической деятельности, успешность его профессиональной подготовки.
Литература:
- Авсиян, О. А. Композиция. На пути к творчеству / О. А. Авсиян. — М.: Линор, 2004.
- Анисимов, Н. Н. Основы рисования / Н. Н. Анисимов. — М.: Стройиздат, 1977–168с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/ Шестакова В. П. — М., Прогресс, 1974–392 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб., 2001.
- Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание/ А. В. Бакушинский. — М.: Новая Москва, 1925. — 240 с
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. — М.: Смысл / Академия, 2006.
- Венгер, Л. А., Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Бардина Р. И. Программа «Одарённый ребёнок»/ Л. А. Венгер. — М.: «Новая школа», 1995.
- Зинченко, В. П., Моргунов, Е. Б. Человек Развивающийся / В. П. Зинченко. М., 2001.
- Ившина, Г. Г. Перспектива / Г. Г. Ившина. — СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2005–246с.
- Коногорская, С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: Автореф. дис. …канд. псих. наук / С. А. Коногорская. — М., 2015. — 23с.
- Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах, — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320 с.
- Рощин, С. П. Живопись. Основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / С. П. Рощин. — М.: Центр Медиа Проектов АБФ, 2008. — 215 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб.: 2008. — 720 с.
- Симановский, А. Э. Развитие пространственного мышления ребёнка / А. Э. Симановский. — М.: Рольф,2000. 9,3 п.л.
- Цукарь, А. Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике / А. Я. Цукарь. — Новосибирск, 2002.
Ключевые слова
окружающий мир, пространственное восприятие, родной город, объемно-пространственное мышление, архитектурное проектирование, пространственно-образное мышлениеПохожие статьи
Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству
Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...
Творческий подход к обучению в проектной графике
Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.
Похожие статьи
Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству
Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Проектирование коммуникативных событий на уроках математики
В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...
Творческий подход к обучению в проектной графике
Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.