В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспитания.
Ключевые слова: конструктивная деятельность, город Усолье, исторические памятники Строгоновской вотчины, виды сооружений, игровые замыслы.
Преобразующие процессы в системе образования Российской Федерации требуют инновационные способы организации системы в целостном.
Особый смысл придаётся дошкольному развитию и образованию, так как в это период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Развитие мотивации обучения дошкольников и творческой познавательной деятельности являются главными задачами, которые стоят перед педагогом в условиях реализации ФГОС ДО. Решение сложных задач в первую очередь требует создания эффективных условий обучения, в связи с этим особое значение занимает конструирование [4].
Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение.
Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность, так как она развивает способность ребенка к творчеству, влияет на развитие мышления, речи.
Значение этой деятельности было подчеркнуто в учении выдающихся российских физиологов И. П. Павлова и И. М. Сеченова, которые говорили, что конструктивная деятельность влияет на развитие двигательного анализатора. Такие понятия, как пространство, форма, величина дошкольники приобретают на визуальных и кинетических ощущениях, которые исполняют важную роль в развитии интеллекта. Отмечая большую познавательную ценность деятельности рук, И. П. Павлов считал ее критерием «разрешающим иметь крайне сложные взаимоотношения с окружающими объектами».
В психологии и педагогике над проблемой формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста занимались A. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Н. Н. Поддьяков, В. В. Холмовская и др. Исследователи предлагали определенные формы организации обучения конструированию: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике обширно применяются разнообразные типы конструирования — конструкторы ЛЕГО различной конфигурации и величины, крупногабаритные модули, конструирование из бумаги, природного и бросового материала и др.
А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина в своих работах непременно связывают конструирование с игрой. Отличительной чертой игр со строительным материалом обнаруживает то, что в их начале находятся конструктивные навыки и способности, в результате они близки к творческой плодотворной человеческой деятельности. Эти игры как поясняют Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова способствуют развитию мышления, пространственного воображения.
В процессе конструирования, как объясняет Л. В. Куцакова, у дошкольников формируются обобщенные средства построения деятельности. Автором конструирование рассматривается как деятельность, в основе которой развивается общее умение по созданию целостностей всевозможного типа [1].
Конструирование является эффективным средством художественно-эстетического воспитания. В ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с постройками и сооружениями, а также понятными для осмысления произведений архитектуры, у детей формируется эстетический вкус, вызывающий эстетическое удовольствие при знакомстве с восхитительными сооружениями, воспитывается навык дорожить творческим трудом народов, любить архитектурную роскошь родного города, страны, беречь их. У детей дошкольного возраста формируется осознание уместности архитектурных решений [3].
В городе Усолье Пермского края, есть исторические памятники архитектуры Строгоновской вотчины, которые отличаются богатством архитектурных и конструктивных решений. Архитектурные строения Строгоновских идеально подходят для знакомства детей с различными видами сооружений, нацеливают детей разнообразить свои собственные постройки дополнительными элементными, знакомят с редкими способами соединения деталей, воспитывают художественно-эстетический вкус, способствуют обогащению и расширению игровых замыслов [2].
Таким образом, целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье формирует у детей познавательный мотив, творческие и конструктивные умения.
Литература:
- Куцакова, Л. В. Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5–6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М. МИПКРО, [2011,с. 392]
- Мельничук, А. Ф. Памятники археологии и архитектуры березниковско-усольского района. — Усолье, [1994,c. 71]
- Поддьяков, Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, [2009,c. 407]
- Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов// Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», [2013, c. 100]
- Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие // М.: ТЦ Сфера, [2008, c.128]
- Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — [С. 92, c.102]