Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)
Автор: Галан Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.12.2013
Статья просмотрена: 5381 раз
Библиографическое описание:
Галан, Т. Г. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя) / Т. Г. Галан. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4764/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровье-это величайший дар природы, который следует с человеком всю жизнь на пути к настоящему успеху.
Английский хирург XIX Джозеф Листер
На сегодняшний день тема сохранения здоровья приобретает всё большую популярность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой.
Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века. В рамках реализации данного аспекта возникает необходимость в организации образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить системную работу по сохранению здоровья учащихся. Таким образом, осуществление педагогической задачи должно осуществляться в комплексе по средствам медицинской профилактики заболеваний, психологической коррекции и организации комплексной внеурочной работы.
Здоровье детей — состояние их организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений [4, с. 161]. ЮНИСЕФ совместно с Всемирной организацией здравоохранения достаточно давно закрепила за понятием «здоровье ребенка» три основных составляющих фактора: состояние телесного, душевно-психологического и социального благополучия.
В настоящее время многие исследователи в области педагогики сходятся к единому мнению, что в рамках реализации здоровьесберегающих технологий одним из основных направлений работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни должна выступать внеурочная деятельность.
Здоровьесберегающая педагогическая технология — систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников педагогического взаимодействия. Педагогические технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функциональных резервов здоровья (соматического, физического, нравственного, социального, психического, психологического) [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне закрепил положения и особенности организации внеурочной деятельности. Теперь каждый ученик России является важным звеном во внеклассной работе. Пункт 13 раздела III ФГОС общего образования гласит, что «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» [1]. Внеурочная деятельность в рамках данного нормативно-правового акта должна организовываться «по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)» [1, п. 13 Раздел III].
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [2, п. 2].
Формирование здоровой личности с высоким уровнем физического, психического, нравственного и социального здоровья является целью нашей внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить проблематику состояния здоровья школьников;
- выяснить влияние внеклассной работы, учитывающей интересы каждого ребёнка, на представление о здоровом образе жизни;
- обеспечить организацию досуговой деятельности школьников по направлению здоровьесбережения;
- составить план спортивно-оздоровительных мероприятий учащихся, согласно данным личных «Паспортов здоровья», которые ведутся под контролем медицинского работника ОУ совместно с детской консультацией муниципального учреждения здравоохранения;
- организовать творческие группы по работе над тематическим проектом;
- провести презентацию проектного продукта;
- создать творческую атмосферу, способствующую к привлечению к проектному процессу родителей, педагогов, учащихся разных возрастов;
- сформировать представление о роли здорового образа жизни и его популяризации в обществе.
Данная статья представляет собой описание продукта внеурочной деятельности учащихся «Мы идём курсом здоровья», в котором реализуются здоровьесберегающие методы. Здесь представлены различные аспекты внеурочных занятий, затрагивающие познавательную, досуговую (развлекательную), оздоровительно-спортивную, трудовую, творческую деятельность школьников. В рамках этой работы использовались такие педагогические приемы, как проведение тематических экскурсий, лекториев, бесед, интерактивных и диалоговых семинаров;участие в конкурсах различного уровня;организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок; осуществление проектной деятельности; работа с родителями.
1. Познавательная внеурочная работа в виде тематических экскурсий, лекториев, бесед, интерактивных и диалоговых семинаров.
Практика проведения различных тематических мероприятий обеспечивает формирование у учащегося представления о культуре здоровья, что достигается по средствам изучения теоретических основ здорового образа жизни. Следует отметить, что благодаря информированию о негативных последствиях вредных и пагубных привычек (наркомании, алкоголизма, курения, токсикомании, компьютерной зависимости и др.) на человеческий организм у ученика формируется важный психологический фактор- мотивация на ведение здорового образа жизни.
2. Участие в конкурсах различного уровня.
Благодаря данному направлению внеурочной работы мы можем наблюдать, что привлечение учеников к участию в конкурсах позволяет закрепить полученные теоретические знания на практическом опыте, а успешный результат занятия способствует проявлению интереса к проблеме здоровья.
3. Организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок.
Обязательными элементами организации здоровьесбережения должны выступать физкультминутки и спортивные занятия различной направленности, так как значимость физических упражнений для растущего организма доказана многочисленными научными исследованиями. Спортивно-оздоровительные элементы занятий должны проводиться согласно описательным рекомендациям физиологов и гигиенистов.
4. Проектная работа.
Внеклассная деятельность заключалась в создании рабочими группами классного коллектива публицистических изданий: журналов «Курс здоровья» и «Фрегат», которые содержат статьи, написанные школьниками по вопросам здорового образа жизни. Над работой по проектам активно привлекались учащиеся и родители. Проектная работа способствовала выявлению индивидуальных способностей ребенка, обобщению и распространению личного опыта по ведению здорового образа жизни, развитию личностного роста учащихся, популяризации здорового образа жизни среди сверстников.
Рис. 1. Страницы журнала «Курс здоровья»
Рис. 2. Страницы журнала «Фрегат»
5. Работа с родителями.
Классный руководитель должен вовлекать в процесс здоровьесбережения родителей учеников по средствам проведения родительских собраний и индивидуально-плановой работы, которые стимулируют родительского сообщество на личное участие в классных мероприятиях. Значимость участия семьи и родителей в оздоровлении детей находит свое подтверждение в трудах ученых-психологов: Л. Д. Шнейдера, Ю. Е. Алешиной, Дж. Левинджера, Р. Левиса и других.
Стоит отметить, что при выборе форм, методов и средств обучения внеклассной деятельности мы в обязательном порядке учитывали возрастные и индивидуальные особенности школьников, состояние здоровья, а также психологические особенности детей. В рамках указанной работы мы привлекали материалы персонального анкетирования, личного общения, невербального мониторинга, а также рекомендации школьного психолога, медицинского работника, преподавателя физической культуры и других экспертов-специалистов.
Опыт проведенной педагогической работы позволяет нам сделать следующий вывод: внеурочная деятельность является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни. Таким образом, внедрение индивидуально-направленной проектной работы позволяет добиться хороших результатов в осознании значимости здоровья в жизни человека.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 28.02.2011
2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Минобразование России от 11.06.2002 № 30–15–43316. Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30–15–433/16
3. Психология общения. Энциклопедический словарь. Здоровьесберегающая педагогическая технология. URL: http://communication_psychology.academic.ru/236/Здоровьесберегающая_педагогическая_технология
4. Сивашинская Е. Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студ. пед. специальностей вузов / под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской.-Минск: Экоперпектива, 2009.- с. 161