Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Автор: Шамова Маргарита Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2016
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Шамова, М. Н. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста / М. Н. Шамова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9655/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011–2015 гг». утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос — как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем детском саду создан детско-родительский клуб «Растишка». Целью создания клуба «Растишка» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно-духовного начала. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина — Россия, она одна на всех. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.
Задачи, которые мы наметили выполнять — это воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Для создания условий по патриотическому воспитанию дошкольников была разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В своей работе используем различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ. Большое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей позволила создать тематические блоки: Блок — «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама — лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
Блок — «Культура и традиции». Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия-развлечения «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки». Также, у нас в саду работает клуб «Казачата — дружные ребята», где дошкольники знакомятся с традициями казаков нашей области. Для того, чтобы дети лучше узнали быт казаков, были сшиты казацкие костюмы, в которых наши ребята выступают на различных казачьих мероприятиях с песнями и плясками. Посещают музей Казачества, где встречаются с казаками нашего города, просматривают фильмы о казаках. В группах оформлены уголки по казачеству.
Блок — «Я и Родина». Знакомим дошкольников с родным городом, областью и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую ставим перед собой при подготовке каждого занятия — подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом в этом году было знакомство детей с достопримечательностями нашего города. Мы вместе с детьми и родителями посетили Губкинский театр юного зрителя, посмотрели сказку «Муравьишка» местного автора В.Варфоломеева. Провели экскурсии в краеведческий музей, на Губкинский хлебозавод. В проведении таких экскурсий большую помощь нам оказывают родители.
Блок — «Этих дней не смолкнет слава». Приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии. Воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. На парад, посвященный Победе в ВОВ, дети вместе с родителями и сотрудниками ДОУ несли портреты своих прадедов и прабабушек — участников войны.
Блок — «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имели возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и полюбоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией клуба «Растишка» стало в зимнее время забота о птицах нашего города. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами на снегу. Во время походов собираем разнообразный природный материал, из которого впоследствии делаем всевозможные поделки.
Блок — «Педагогическое сопровождение семьи». В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями используем разнообразные формы: КВН, «Круглый стол», семинары — практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, походы, игровые программы. Провели родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг. Активное участие в презентации приняли семьи Скрынниковых («Сонины сказки»), Брюхановых («Настины рассказы»), Свинцовых («Никиткина книжка»), Шамовых («Читает вся моя семья мама, папа, кот и я»), Елисеевых («Кирилкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».
На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи: формировать представление о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, пониманию, взаимопомощи в семейной жизни. Наши родители принимают активное участие в жизни детского сада. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Корона для наших милых девочек» среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших девочек. Родители показали свою творческую индивидуальность.
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно — патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». На основании диагностических данных выявилось:
Начало учебного года — высокий уровень -40 %, средний- 60 %
Конец учебного года — высокий уровень- 75 %, средний- 25 %
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает: значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края, особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными, детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду. Мы очень надеемся, что наша работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Литература:
- Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
- Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
- Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.