Пояснительная записка
Актуальность данной работы заключается в том, что противопожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растет ребенок. Сохранить жизнь в разных непредвиденных ситуациях, самые распространенные среди них — это пожары, которые не редко возникают по вине человека и зачастую по вине детей, которые в силу своего любопытства и не знания степени опасности балуются с огнем, помогут только знания правил безопасности и умения правильного и безопасного поведения.
Когда мы говорим о детской безопасности, это означает защиту жизни и здоровья детей. Дети дошкольного возраста не только не могут принять правильное решение, столкнувшись с опасной ситуацией, но, как правило, они даже не способны ее распознать. Тем не менее, даже в этом возрасте дети должны быть хорошо осведомлены о потенциальных опасностях и о том, как их избежать, поскольку их здоровье и безопасность находятся под угрозой [3].
Правила безопасности следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях [1].
Первые шаги в обучении детей основам безопасности делаются в дошкольных образовательных учреждениях. В игровой форме мы моделируем детям возможные опасные ситуации и потом вместе с ребятами ищем возможные пути и варианты выхода из них. Дети сами предлагают свое решение, а мы, как воспитатели и педагоги, помогаем им из нескольких вариантов решений, выбрать один — самый правильный, безопасный и надёжный. При работе над данным развивающим пособием мы постарались дать детям всю необходимую информацию, чтобы они смогли избежать ситуаций, опасных для жизни [2].
Игровое развивающее пособие «Тайна волшебного пламени» по пожарной безопасности ориентировано на детей старшего дошкольного возраста. Это пособие направлено на формирование у детей элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Реализация этого развивающегося пособия осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений.
Новизна методической разработки в том, что маленькие дети очень изобретательны! По количеству игр, придуманных за минуту, они превзойдут любого опытного современного артиста. К сожалению, не все детские игры безопасны. Любопытство и жажда свежих впечатлений могут привести к опасной шалости — игре с огнем. Поэтому очень важно с раннего возраста обучать детей искусству осторожного обращения с огнем, объяснять причины возникновения пожара и правила поведения в случае его возникновения.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с основами пожарной безопасности, а также создание условий для усвоения и закрепления представлений о правилах пожарной безопасности.
Перед нами стояли задачи:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания дошкольников о правилах пожарной безопасности и формировать привычки их соблюдения.
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу.
- Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Ожидаемые результаты:
– повышение компетентности родителей по данному вопросу;
– создание игрового развивающего пособия по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста «Тайна волшебного пламени»;
– повышение знаний дошкольников о средствах пожаротушения, о правильных действиях в случае обнаружения пожара, о правилах противопожарной безопасности.
Реализация данного развивающегося пособия осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений. Пособие представляет собой альбом, состоящий из 12 ламинированных листов.
Пособие можно использовать:
– В ходе игровых образовательных ситуаций.
– В индивидуальной работе с детьми.
– В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игр).
Ежедневно дошкольники узнавали и запоминали новые аспекты безопасности в их повседневной жизни. За время работы над пособием мы познакомили ребят с литературными произведениями, стихами по теме. В группе была проведена инсценировка сказки «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Непослушная зайка», обыграна ситуация на тему «Безопасность дома». Так же с детьми были проведены беседы по темам «Как вести себя при пожаре», «Огонь добрый и злой», «Предметы пожаротушения». Дети с радостью принимали участие в различных игровых ситуациях. У ребят сформировалось правильное представление о правилах безопасного поведения дома, на улице и на природе.
В ходе реализации игрового развивающего пособия нами накоплен интересный наглядный материал по пожарной безопасности, с помощью которого дети закрепляют полученные знания по безопасному поведению в различных жизненных ситуациях. При необходимости его можно обновлять, заменяя листы.
Данное пособие могут использовать в работе воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, оно может быть интересно для родителей.
На страницах пособия представлены различные задания
– «Куда звонить в экстренных случаях?» — развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки. Ребенку необходимо стирающимися разноцветными маркерами соединить стрелочками номер и машину:
– «Горит — не горит», «Выбери то, что нужно пожарному», «Экипировка пожарного», «Пожарный щит», «Пожарная техника». Все элементы съёмные. Картинки выполнены из цветной ламинированной бумаги и прикреплены на колючую ленту, для удобного и самостоятельного пользования детьми:
– «Найди лишний предмет» — развитие зрительного восприятия, внимания. Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний, закрыв его кружочком.
– «Собери картинки». Перед ребенком на столе лежат разрезные изображения. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целое изображение, путём прикладывания:
– «Найди пять отличий» — развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Задача детей — внимательно рассмотреть иллюстративный материал, найти отличия на картинках. Если воспитанники испытывают затруднения с поиском, педагог помогает наводящими вопросами:
– представлена памятка для детей «Как вести себя при пожаре»:
Литература:
- Авдеева Н. Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.
- Белая К. Б. «Формирование основ безопасности у дошкольников»., Издательство: «Мозаика — Синтез», г. Москва,2014.
- Шорыгина Т. А. «Основы безопасности» — Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.