Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки
Автор: Ахмедова Наталья Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 11.11.2021
Статья просмотрена: 263 раза
Библиографическое описание:
Ахмедова, Н. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки / Н. В. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6755/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сказка — одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.
Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка находится рядом с детьми. Образы сказочных героев и их действия в дальнейшем служат детям примером для подражания, помогают в действительности, в построении отношений с родными людьми. Сказки способны развить у ребят нравственные чувства и привить общечеловеческие ценности, которые останутся у них на протяжении всей жизни. И это особенно актуально в настоящее время, потому что порой наблюдается неправильная трактовка первоначального смысла произведений, в результате чего сказочное действие превращается из поучительного в произведение, лишенное смысла и содержания.
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир общественных отношений, запоминают и приучаются выполнять простейшие морально-нравственные нормы. Именно в этом возрасте у них закладываются основы нравственных представлений, которые выступают как важнейшее условие в формировании духовно-нравственной культуры.
В современном мире часто приходиться видеть жестокость детей, порой враждебность по отношению и к своим ровесникам, и ко взрослым людям. Это говорит о том, что происходит искажение представлений детей о таких значимых понятиях как милосердие, отзывчивость, честность, доброта.
Данную проблему можно решить посредством изучения детьми сказок, так как они закрепились в обиходе детей, и по своей сущности сказка близка мышлению и представлению ребенка.
На данном возрастном этапе между детьми начинают формироваться товарищеские отношения, трудолюбие, уважение к старшим. Все эти нравственные понятия ребята усваивают на примере образов героев сказок. Так, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», воспитывают в детях доброту, уважение к старшим, помощь близким. При этом, сказки, несмотря на множество своих персонажей, оставляют детям простор для воображения и домысливания.
Что же делает такое небольшое произведение, как сказка, таким интересным и легко запоминающимся дошкольниками? Конечно же, противопоставление добра и зла, живой и яркий язык сказки, быстрая смена событий, необычные, наделенные волшебными качествами герои. Именно поэтому сказка оставляет яркий, незабываемый след в душе ребенка, помогает в дальнейшем принимать правильные поступки.
Удивительный мир сказок, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Например, волшебные качества главных героев: способность быстро передвигаться, становиться невидимым (сказка «Сивка-бурка» и др.).
Дошкольник с удовольствием растворяется в вымышленном мире сказки, активно творит в нем, преобразует его по своему усмотрению. Но только для нас, взрослых, этот мир не настоящий. Ребенок же принимает все действие в сказке за настоящие события.
В роли сказочных героев дети охотнее соглашаются на выполнение поручений. Благодаря сказке у детей закладываются такие ценности как доброта, любовь и сострадание, умение справляться с трудностями и находить выход из них, ведь в сказочных сюжетах скрыты ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, в сказке «Мужик и медведь» благодаря смелости, находчивости и смекалке был найден выход из трудной ситуации; сказки «Жихарка», «Крылатый, мохнатый да масляный» способствуют развитию чувства товарищества, взаимовыручки и дружелюбия; сказки «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль» воспитывают честность и порядочность.
В сказках часто главный герой оказывается перед выбором, должен решить, что он дальше будет делать. И в повседневной жизни человек часто сталкивается с проблемой выбора. Причем, от выбора может зависеть и что-то незначительное, и что-то очень важное. Результат того или иного жизненного выбора ребенок может проследить на примере судеб персонажей сказок.
Для того, чтобы использовать сказку с целью развития нравственных ценностей у дошкольников, нужно видеть жанровые отличия сказки.
Одна из важных особенностей сказок — образность. Эта особенность помогает детям легче воспринимать сказки, так как им еще сложно мыслить абстрактно. Герои сказок часто наделены такими чертами характера как отвага, решительность, смекалка и т. п. Например, главный герой русской народной сказки «Заяц-хваста». Трусливый по своей природе зверек в сказке предстает перед нами в образе смелого и решительного, готового придти на помощь.
Образность сказок дополняет занимательность и забавность. В сказках, как правило, всегда присутствует персонаж, над которым хочется посмеяться (медведь из сказки «Мужик и медведь», младший братец мороз из сказки «Два мороза» и др.). За счет быстрой смены событий фабула произведения становится увлекательной и приковывает к себе внимание детей.
В настоящей сказке обязательно присутствует положительный финал. Это дает ребенку чувство психологической безопасности. Чтобы не случилось с героями, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все трудности, выпавшие на долю героям, необходимы для того, чтобы сделать героя еще сильнее и мудрее. С другой стороны, ребенок видит, что отрицательный герой за свои злодеяния получает наказание. А герой, который справился со всеми испытаниями, показав при этом свои лучшие качества, обязательно получает вознаграждение.
Ребята с желанием и охотно соглашаются на предложение выступить в роли сказочников, сочинить как свои сказки, так и передавать сюжеты уже знакомых сказок. Дети с интересом используют различные виды театра для постановок в своей группе и для детей младших групп.
Мне особенно хочется отметить увлеченность детей театральными постановками с использованием теневого театра. В нашей группе совместно с родителями было создано дидактическое пособие, которое соответствует ФГОС ДО.
Цель данного пособия: Развитие у детей фантазии, творчества, мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук. Развитие у дошкольников актерских способностей, коммуникабельности.
Ожидаемый результат.Спомощью этой игры у детей:
— развивается когнитивный интерес, воображение, зрительное внимание, логическое мышление, память, инициатива, мелкая моторика рук;
— формируется способность выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолевать робость, неуверенность, застенчивость;
— обогащается и активизируется словарный запас.
— повышается мотивация к самостоятельной деятельности.
Оборудование теневого театра легкое, компактное, его легко перемещать и переставлять в удобное место.
В основе пособия — ширма , изготовленная из пластиковых труб. На центральную часть ширмы надет чехол из ткани в виде театральной сцены. Боковые части ширмы закрыты плотной темной тканью, которая увеличивает светонепроницаемость.
Компоненты «театра»: трафареты героев, коробка для хранения декораций, персонажей. Ширму можно использовать без трафаретов, показывать спектакль с помощью пальцев рук.
Техника теневого театра проста, она позволяет мгновенно менять декорации, производить различные эффекты. Источником света может быть настольная лампа, окно, освещенный дверной проем. Представление производится за экраном. Кукловод должен находиться между экраном и источником света, чтобы зрители смогли увидеть темные силуэты кукол персонажей.
С помощью данного дидактического пособия можно осуществить инсценировку таких произведений как «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Колобок» и др. Дети легко придумывают и обыгрывают собственные сюжеты сказок, в которых проживают свой собственный опыт, учатся выходить из сложных ситуаций. Таким образом, наш теневой театр стал для нас незаменимым инструментом в формировании и развитии эстетических чувств, без которых немыслимо ни благородство души, ни сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Так, с помощью сказки ребенок учится размышлять, осознавать и понимать свои действия и поступки, сочувствовать другим, приходить на выручку своему товарищу.
Литература:
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. — Омск: Русь, 2009. — 48 с.
- Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, — 2009. — № 4. — С. 181–183.
- Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. — Воронеж: Сфера, 2010. — 58 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Питер, 2008. — 750 с.
- Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. — М.: Педагогика, 2011. — 247 с.
- Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. — 2008. — № 3 — С. 3–10.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. — с. 185