Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Г. И. Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова / Г. И. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115328/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Ключевые слова: сказкотерапия, дети, подростки.

Ни для кого не секрет, что сказка является прекрасным инструментом, который используется педагогами, психологами и родителями для развития ребёнка. Сакович Н. А. утверждает, что сказка может дать большой объём информации об авторе. Кроме того, нахождение в сказке позволяет чувствовать себя защищено. Сказка безгранична и полностью зависит от личности автора, его фантазии, мотивации и целей. Также использование сказок хорошо тем, что в процессе сказкотерапии появляется возможность использовать разнообразные атрибуты, усиливающие метафоры и позволяющие прожить и решить актуальную проблему. Всё это вызывает положительный эмоциональный отклик у автора, который, накапливаясь, укрепляет социальный иммунитет [5]. Нельзя не отметить мудрость сказок, ведь в них можно вложить любую рекомендацию о том, как справляться с трудностями и выходить из проблемных ситуаций [3; 5]. Кроме того, огромным плюсом является отсутствие возрастных ограничений для использования сказкотерапии. Сказки одинаково хорошо подходят как детям, так и подросткам. Более того, педагоги и родители тоже с удовольствием участвуют в сказкотерапевтических занятиях [5].

С взглядами Сакович Н. А. созвучно мнение Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Она указывает на наличие у сказки разных аспектов: дидактического, психокоррекционного, психотерапевтического и медитативного. Таким образом, по мнению Зинкевич-Евстигеннвой Т. Д. основными целями психологической сказки являются следующие: раскрытие глубин внутреннего мира ребёнка, развитие самосознания, психологическое просвещение, помощь на пути становления личности, а также содействие оптимальному ходу естественного психического развития детей и подростков [1].

Однако опыт работы педагога-психолога МБУ ДО ДДТ г. Азова показывает, что сказкотерапия подходит не только для развития личностной и эмоционально-волевой сферы, но также и познавательной, улучшая внимание, память, воображение и другие процессы. В рамках сказкотерапии на занятиях я использую комплексный подход, описанный Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., который включает сочинение, постановку, анализ, рисование и рассказывание сказок, куклотерапию и медитацию [3].

При постановке сказок в формате театр-экспромт дети выбирают персонажа, который им нравится. Проанализировав личность персонажа, а также побеседовав с ребёнком об этом персонаже всегда можно понять, какие личностные качества нравятся ребёнку, что он хотел бы в себе развить, каким ему хотелось бы быть. Известные персонажи выступают как ориентир.

В начале каждый ребёнок от первого лица рассказывает о своём персонаже всё, что посчитает нужным. Во-первых, это полезно для самой постановки — остальные участники понимают, с кем им придётся взаимодействовать, делают выводы о том, как с ним нужно будет общаться, осознают своё желание или нежелание вступать с этим персонажем в контакт. Эти размышления способствуют развитию социального интеллекта. Во-вторых, у выступающего развивается навык самопрезентации. Со временем даже самые стеснительные дети проявляют всё больше эмоций при рассказе о персонаже, добавляют всё больше подробностей о его жизни и характере, а время самопрезентации увеличивается. В-третьих, развивается воображение, гибкость и оригинальность мышления. Если речь идёт о персонаже знакомой сказки, эти особенности можно оценить по способности ребёнка отходить от шаблона и умению добавлять детали от себя. Если сказку сочинили сами дети, воображение, гибкость и оригинальность проявляется в разработанности личности персонажа. В-четвёртых, при самопрезентации персонажа известной сказки ребёнок может продемонстрировать уровень развития не только памяти, но и внимания и мышления. При внимательном прослушивании рассказа о персонаже становится понятно, насколько ребенок наблюдателен, умеет замечать детали и делать из них определённые выводы. В-пятых, ребёнок обязательно сделает акцент на своих интересах, страхах и целях, наделив ими своего персонажа.

Вторым этапом театра-экспромта выступает проигрывание сказки. На этом этапе также решается множество задач. Диагностика выполняется посредством наблюдения за ходом постановки. Поскольку дети уже взаимодействуют друг с другом, становится понятна система межличностных отношений в группе. Выделяются лидеры, изгои и одиночки, обнаруживаются дружеские компании, демонстрируются симпатии и антипатии участников.

Решаются развивающие и коррекционные задачи. Дети учатся не стесняться своих эмоций. Кроме того, они как бы попадают в ситуации из жизни и получают возможность попробовать разные варианты и «отрепетировать» адекватную реакцию или поведение. Дети-зрители в это время наблюдают за процессом и делают для себя выводы, какую модель поведения стоит выбрать для себя.

Заключительным этапом театра-экспромта является анализ. Анализ осуществляем сначала когнитивный — обсуждаем сюжет проигранной сказки, тем самым стимулируя работу памяти, восприятия и внимания. Затем делимся эмоциями — каждый ребёнок рассказывает о своих впечатлениях, чувствах, эмоциях. Таким образом дети акцентируют своё внимание на собственных чувствах и вместе с тем снижают эмоциональное возбуждение, которое помешает размышлять логически на следующем этапе анализа. После проводим уже качественный анализ. Дети рассказывает о том, что нового они узнали, что будут использовать в повседневной жизни. Обсуждаем мотивы и поступки героев сказки, рассматриваем альтернативные варианты, желающие высказывают мнения о том, что бы они изменили в сюжете. Но ни в коем случае не обсуждаем самих актёров. Таким образом, дети учатся рассматривать ситуации с разных сторон, формировать разные версии, озвучивать свои эмоции, объяснять свои поступки и в то же время получают обратную связь от сверстников по отношению к своему персонажу. А поскольку каждый ребёнок в начале постановки, так или иначе, идентифицирует себя с персонажем, при получении критики действий персонажа, он подсознательно делает выводы о правильности поведения и вместе с тем не проявляет острой реакции на критику, ведь критикуют не его, а персонажа. Бывает и так, что в процессе постановки ребёнок понимает, что персонаж не совсем ему соответствует, обязательно обсуждаем и это, находя и анализируя причины отторжения. Благодаря этому дети начинают лучше понимать себя, прислушиваться к собственным ощущениям и отслеживать появление дискомфорта.

Кроме театра-экспромта используем театр теней. В этой работе первым этапом выступает создание персонажа из картона. Используя клей, картон, шпажки и силуэты выбранных персонажей, каждый ребёнок создаёт свою куклу. Многим хочется украсить куклу, раскрасить её, но в театре теней это оказывается совершенно не нужно. В ходе работы я рассказываю им о видах театра, более подробно останавливаясь именно на теневом. Объясняю, что наиболее важен здесь именно силуэт куклы, а дополнительные нарисованные детали не будут заметны. Это развивает в детях целостное восприятие и учит целесообразности деятельности.

Далее, как и в театре-экспромте, дети представляют своего персонажа.

Затем сочиняем сказку. В это время дети узнают структуру построения сказок. Совместное сочинительство также способствует развитию когнитивных процессов, коммуникативных навыков и адаптации. Дети учатся договариваться о том, как будет развиваться сюжет, стараются адекватно вписать своего персонажа в систему отношений и развитие сюжета сказки. Я веду запись сказки.

Готовую сказку начинаем репетировать. Учим диалоги, учимся правильно держать кукол перед экраном и управлять ими. Сложность в том, что кукла очень ограничена в движениях (вверх-вниз, влево-вправо), поэтому детям приходится вкладывать весь свой артистизм в то, чтобы куклу оживить. Отрепетированную сказку снимаем на видео. Каждый дубль дети просматривают вместе со мной, замечают ошибки или радуются удачному отыгрышу. Если ошибка техническая — помогаю разобраться в ней и исправить. Все удачные дубли собираю в один мультфильм, чтобы посмотреть на следующем занятии. Подготовка и съёмка сказки в комплексе способствует развитию мелкой моторики, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, ответственности перед другими игроками за свои действия.

Просмотренные мультфильмы обязательно обсуждаем и анализируем.

Литература:

  1. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. — 3-е изд. — Москва: Ось-89, 2007. — 144 c.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 170 c.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Санкт-Петербург: Златоуст, 1998. — 352 c.
  4. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Короткова. — Москва: ЦГЛ, 2004. — 126 c.
  5. Сакович, Н. А. Практика сказкотерапии / Н. А. Сакович. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, персонаж, сказка, внимание, кукла, театр теней, том, эмоция.


Похожие статьи

Задать вопрос