Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 2950 раз

Библиографическое описание:

Якунькова, А. В. Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков / А. В. Якунькова, Т. С. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23251/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Подростковый период является периодом завершения детства, переходом от детства к взрослости. Данный период возрастного развития в основном характеризуют неустойчивость, шаткость, неопределенность и подвешенность состояния. Объясняется это тем, что ребенок перешел из стадии детства, но еще не достиг этапа взрослого возраста, но при этом у него уже сформировалось такое новообразование, как чувство взрослости, которое характеризуется тем, что подросток, оставаясь еще ребенком, чувствует себя взрослым. Это противоречие неизбежно ведет за собой кризис подросткового возраста, который особенно тяжело переживается детьми, как, в общем, и весь этот период возрастного развития.

Вместе с тем подростковый возраст характеризуют такие качества, как повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность, вспыльчивость, неадекватная самооценка, склонность к рефлексии, потребность в интимно-личностном общении, самоутверждениии самосовершенствовании, а также упомянутое нами выше чувство взрослости.

Наибольшая сeнзитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Но, к большому сожалению, не всегда эти изменения носят положительный и адекватный характер. И в большинстве случаев именно в подростковом возрасте у детей формируются отклонения в поведении. Эта проблема пользуется особой популярностью и довольно актуальна для современного общества. Ведь ни для кого не секрет, что появляется все больше и больше детей с девиантными формами поведения.

Одним из факторов формирования девиантных форм поведения является то, что восприятие подростков имеет специфические особенности: их отношение к миру в основном определяется некачественной информацией, которую они получают из видеофильмов, рекламных роликов и многих других источников, оказывающих инициирующие и провоцирующие влияние, формируя при этом установки на девиантное поведение. Подрастающее поколение утрачивает основной смысл происходящих в жизни событий и не имеет необходимых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать позитивный, социально одобряемый и здоровый стиль поведения и жизни.

Также важным фактором, по мнению Е.В. Змановской, влияющим на возникновение отклонений в поведении, является «отчуждение несовершеннолетних от традиционных, положительных сообществ». Ведь именно это отчуждение и неприятие, в большинстве случаев, и подталкивает подростков к объединению с группами асоциальной ориентации. То есть, «не умея утвердиться конструктивными способами в формальном коллективе сверстников, подросток пытается найти круг общения там, где он мог бы добиться уважения и признания. Как правило, такой круг общения, дети находят на улице, где довольно быстро сближаются с себе подобными. Отсюда впоследствии и появляются группы социального риска» [3].

Проведенное нами исследование по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) подтверждает все вышесказанное. Результаты показали, что 13 % подростков склонны к преодолению норм и правил, 25 % — склонны к аддиктивным формам поведения, 25 % — к самоповреждающим и саморазрушающим формам поведения, 31 % — к агрессии и насилию, 37 % подростков характеризует неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Результаты 15 % девочек свидетельствуют о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционно женских ценностей и предрасположенности к реализации мужских поведенческих стереотипов и принятия мужской системы ценностей.

Опираясь на полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод о важности и необходимости проведения своевременной профилактической работы, которая должна быть направлена на предупреждение тех или иных отклонений в поведении ребенка, а также на организацию комплексного и целенаправленного реабилитационного процесса детей и подростков.

Вместе с тем профилактическая деятельность имеет своей целью создание благоприятных условий для формирования у детей и подростков объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни через привитие позитивных, социально одобряемых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность возникновения девиантных форм поведения.

Существует несколько способов профилактической и реабилитационной деятельности, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели. Данные способы описаны А.А. Осиповой: «во-первых, это развитие коммуникативных способностей и исправление нарушений межличностного общения с помощью социально-психологического тренинга; во-вторых, осуществление мягкой коррекции поведенческих проявлений с помощью методов психологической разгрузки и релаксации, а также техник положительного и отрицательного подкрепления» [4].

В психолого-педагогической работе известен метод сказкотерапии, который является одним из направлений арт-терапевтической деятельности. Арт-терапия в начале своего развития отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, согласно которым в итоговом продукте художественной деятельности человека (клиента) выражаются его неосознаваемые, глубинные психические процессы.

Основная цель сказкотерапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Ценность применения данного метода словесного творчества в целях терапевтического воздействия состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, обиду, ненависть, радость, злость страх, и т.д. Методика сказкотерапии основана на убеждении, что содержание внутреннего «Я» человека отражается в фантазийных образах всякий раз, когда он читает, слушает, воспринимает или сам сочиняет сказочные образы и события, в ходе чего происходит уравновешивание состояния психики.

В сказкотерапии, по определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «используются разнообразные жанры: басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты. Свое применение находят и современные жанры: любовные романы, детективы и фэнтэзи. Каждому клиенту индивидуально подбирается соответствующий его интересам жанр» [2].

Главным средством психологического воздействия, по мнению И.В. Вачкова, в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Ценность метафоры, по его мнению, «состоит в глубинном несении информации о том, что происходит с человеком на разных этапах его жизни, какие препятствия и трудности можно встретить в жизни и как с ними позитивно и продуктивно справляться, как научиться приобретать и ценить любовь и дружбу, как грамотно и гармонично выстраивать отношения с родителями и детьми и др». [1].

Но для того чтобы история или сказка не была бесполезна, а обрела силу и оказала помощь ребенку, необходимо придерживаться определенных требования и правил ее создания. Во-первых, сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Во-вторых, сказка должна предлагать замещающий, позитивный опыт, используя который ребенок может сделать новый, правильный выбор при решении своей проблемы.

Таким образом, сказки оказывают мягкое, благоприятное влияние на ценностные ориентации ребенка, на его социальные установки и способы поведения. Они помогают ребенку «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и социально одобряемый. Потому что герои сказки всегда извлекают уроки из своих поступков и действий. Вследствие чего их жизни радикально изменяются.

Основными показаниями для проведения данного направления профилактической деятельности являются межличностные конфликты, трудности эмоционального развития, импульсивность, неустойчивость эмоциональных реакций, повышенная тревожность.

Многие авторы выделяют несколько основных вариантов работы со сказкой, которые используются в зависимости от индивидуальных особенностей подростков и применяемых к ним форм и методов работы. Это может быть сказкотерапевтическая диагностика, рисование сказки, сочинение сказки, рассказывание сказки, изготовление кукол и постановка сказки.

В комплексной профилактической деятельности всё это формирует положительную эмоциональную направленность, предупреждает агрессивность, повышает личностную самооценку, позволяет развивать жизненно важные навыки подростков и умение контролировать собственные чувства и эмоции, а также позволяет в игровой, ненавязчивой обстановке разобраться в мотивах своего поведения в различных ситуациях и принять верное решение.

Подводя итог вышесказанному, хочется снова упомянуть о том, что проблема девиантности особенно актуально для современного общества. Это связано с тем, что в современных неустойчивых и напряжённых условиях появляется все больше детей с отклонениями в поведении. В связи с этим возрастает важность своевременной и комплексной профилактической деятельности среди несовершеннолетних.

В качестве основных методов профилактической деятельности по предупреждению девиантного поведения возможно использование метода сказкотерапии, который был подробно рассмотрен в нашем исследовании. Ведь именно сказки, а точнее метафоры, в которых созданы сказки и истории, наиболее интересны и доступны для восприятия ребенка. И в тоже время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ведь здесь затрагиваются не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностная структура.

 

Литература:

  1.                Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  2.                Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
  3.                Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
  4.                Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: СФЕРА, 2002. — 510 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, девиантная форма поведения, подростковый возраст, профилактическая деятельность, сказка, большинство случаев, возрастное развитие, девиантное поведение, комплексная профилактическая деятельность, современное общество.


Похожие статьи

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Тренинг личностного роста, как средство профилактики подростковой тревожности

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Похожие статьи

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Тренинг личностного роста, как средство профилактики подростковой тревожности

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Задать вопрос