Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 21.12.2023

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Т. П. Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения / Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109404/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Ключевые слова: семейные ценности, формирование, сохранение, дети, семья, связь поколений.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Преподобный Серафим Саровский

Сохранение семейных ценностей, в привычном для нас понимании, в последнее время становится в современном мире едва ли не приоритетом номер один во всей системе воспитания. Не случайно президент нашей страны В. В. Путин объявил 2024 год — Годом семьи: «В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в Российской Федерации Год семьи», — говорится в постановлении.

Можно долго и с упоением рассуждать о семейных приоритетах в нашей стране, о тенденциях влияния на некоторые особо «продвинутые» умы западных ценностей, где однополые пары и сексуальное просвещение в школе с начальных классов не является чем-то уж особенным. Но, к слову сказать, не все граждане «просветлённого» Запада принимают эту данность с большим энтузиазмом, а скорее даже наоборот, проявляя свою позицию, выходя на всевозможные акции и митинги против такого просвещения. Однако, зачастую, эти протесты являют собой «глас вопиющего в пустыне». И, соответственно, такие нравственные и семейные ценности категорически не приемлемы в нашей стране. Многовековая история народов России, традиционные национальные и религиозные ценности, стояли и стоят на страже семьи в традиционном её понимании.

Формирование семейных ценностей мы начинаем с рождения ребёнка в семье, причём в традиционной семье, где папа — это папа, мужчина, а мама — это мама, женщина. Очень хорошо, когда появления малыша в семье ждут не только родители, но и более старшие родственники — дедушки и бабушки и, если таковые ещё здравствуют, прадедушки и прабабушки. А также тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т. д. Старшее поколение в этом случае является не только просто помощниками молодым родителям, но, своего рода транслятором накопленных за свою долгую жизнь ценностей- семейных, духовных, нравственных, целого ряда житейских догм для дальнейшего становления как когда-то говорили «всесторонне развитой личности». И затем уже в процесс воспитания подключается детский сад, где формирование традиционных семейных ценностей проходит красной нитью во время всего пребывания ребёнка в садике. Мероприятия, в которых участвуют все члены семьи не редкость для детей. И даже потом, спустя много лет, уже обучаясь в школе, теперь уже обучающиеся с большой теплотой вспоминают эти семейные праздники.

Конечно, говоря о формировании семейных ценностей у детей, нужно помнить о том, что, к сожалению, были, есть и, наверное, будут семьи, где существуют свои традиции, негативные, и с которыми приходится бороться на протяжении всего периода взросления молодого поколения. Это кропотливый, можно сказать титанический труд. Но без усилий преодолеть негатив, связанный с пьянством, аморальным поведением, нередко криминалом в семьях, где есть дети, практически невозможно. И это отдельное направление в воспитательной работе.

Итак, эстафета формирования семейных ценностей детский сад передаёт школе. И если в начальных классах трудности в этом аспекте работы возникают не так часто, то, чем старше становится ребенок, тем сложнее становится с ним сотрудничать. Причём это связано не только с возрастными изменениями подростка, когда низвергаются заложенные в детстве идеалы (почти каждый помнит свои «бунты» в этом возрасте), но и в связи с тем, что поток информации (часто крайне негативный и агрессивный) сыплется на неокрепшую душу ребёнка как из рога изобилия. Одни блогеры чего стоят! Не все, конечно, но есть те, чьи жизненные ценности строятся, главным образом, на поклонении «золотому тельцу» и во главе угла «я любимый». И всё в таком духе и где вовсе нет места всем накопленным традиционным семейным ценностям, которые благополучно отправляются этими блогерами на свалку как устаревшие артефакты. Новые идеалы, весьма сомнительного характера, правят миром. А ведь за этими модными повелителями душ наблюдают дети и подростки, безоговорочно копируя их идеалы. И именно в этот момент необходимо школе, родителям, общественности и государственным организациям вести кропотливую, ненавязчивую, но в тоже время настойчивую работу с детьми, у которых семейные ценности смещены в чуждую россиянам сторону.

В наших школах каждый понедельник первым уроком проводятся занятия «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» — это одно из направлений внеурочной деятельности. ««Разговоры о важном» — это те внеурочные занятия, на которых ребята в неформальной обстановке могут обсудить с учителями и сверстниками интересующие их вопросы. Если не поднимать темы любви, дружбы, взаимовыручки, наших исторических достижений, то об этих важных аспектах ребята услышат от людей, которые не всегда будут делать это правильно и с добрыми помыслами». Об этом министр просвещения Сергей Кравцов рассказал в интервью телеканалу «Россия 24». То есть, темы этих занятий тесно связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Тема семейных ценностей очень хорошо представлена в занятии «О взаимоотношениях в семье». Цели занятия:

– формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье, важности семейных традиций;

– формирование ценностного отношения школьников к семье;

– получение представлений о путях достижения взаимопонимания между представителями разных поколений семьи и т. д.

И что еще очень важно, так это то, что о традиционной семье, о формировании и сохранении семейных ценностей говорят медийные лица, многодетные родители, представители органов власти.

Конечно, тема семейных ценностей рассматривается не только на занятиях «Разговоры о важном». Регулярно проводятся беседы, тематические классные часы и родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать для того, что донести до каждого ребёнка сущность и важность семейных ценностей, их приоритет в жизни каждого человека.

В настоящее время, когда ведётся СВО, роль традиционных семейных ценностей можно смело ставить на одни весы с ролью патриотического воспитания. Только глубокая вера солдата в то, что он защищает интересы не только своей Родины, но и интересы своей семьи, помогает ему в трудных условиях проведения боевых операций. Важно, чтобы дети гордились своими отцами, матерями, братьями, сестрами, близкими — участниками СВО точно так же, как их родные гордились и гордятся подвигами своих дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны. Связь поколений в этом вопросе жизненно необходима.

Нужно, чтобы раз и навсегда о нас перестали говорить как о «Иванах, родства не помнящих». Чтобы подрастающее поколение с гордостью могли рассказывать о своих родных вплоть до седьмого колена. Формирование, сохранение и трансляция традиционных семейных ценностей в нашей стране было есть и будет одним из краеугольных камней всей системы воспитания.

«Семья — любви великой царство,

В ней вера, праведность и сила.

Семья — опора государства,

Страны моей, моей России!»

И. Резник

Литература:

  1. Сабуров, Артем «Национальная идея России»: почему Владимир Путин объявил 2024 год Годом семьи / Артем Сабуров. — Текст : электронный // Федерал Пресс : [сайт]. — URL: https://fedpress.ru/article/3282441 (дата обращения: 20.12.2023).
  2. Разговоры о важном [видео] // RuTube : [сайт]. — URL: https://rutube.ru/video/00a308c2822b64cc91fb209bf968101c/ (дата обращения: 20.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, семья, ребенок, формирование, детский сад, занятие, подрастающее поколение, связь поколений, система воспитания, традиционная семья.


Похожие статьи

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности

В данной статье мы рассмотрим разнообразные направления работы, которые могут эффективно влиять на процесс формирования гармоничных семейных отношений, воспитания уважительного отношения к семейным традициям, к членам семьи, родным и близким.

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Семейные традиции как фактор становления личности ребенка

В статье дано теоретическое обоснование проблемы сохранения, приумножения, изучения семейных традиций, как важнейшего фактора становления личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Похожие статьи

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности

В данной статье мы рассмотрим разнообразные направления работы, которые могут эффективно влиять на процесс формирования гармоничных семейных отношений, воспитания уважительного отношения к семейным традициям, к членам семьи, родным и близким.

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Семейные традиции как фактор становления личности ребенка

В статье дано теоретическое обоснование проблемы сохранения, приумножения, изучения семейных традиций, как важнейшего фактора становления личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Задать вопрос