В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.
Ключевые слова: семейные ценности, формирование, сохранение, дети, семья, связь поколений.
Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.
Преподобный Серафим Саровский
Сохранение семейных ценностей, в привычном для нас понимании, в последнее время становится в современном мире едва ли не приоритетом номер один во всей системе воспитания. Не случайно президент нашей страны В. В. Путин объявил 2024 год — Годом семьи: «В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в Российской Федерации Год семьи», — говорится в постановлении.
Можно долго и с упоением рассуждать о семейных приоритетах в нашей стране, о тенденциях влияния на некоторые особо «продвинутые» умы западных ценностей, где однополые пары и сексуальное просвещение в школе с начальных классов не является чем-то уж особенным. Но, к слову сказать, не все граждане «просветлённого» Запада принимают эту данность с большим энтузиазмом, а скорее даже наоборот, проявляя свою позицию, выходя на всевозможные акции и митинги против такого просвещения. Однако, зачастую, эти протесты являют собой «глас вопиющего в пустыне». И, соответственно, такие нравственные и семейные ценности категорически не приемлемы в нашей стране. Многовековая история народов России, традиционные национальные и религиозные ценности, стояли и стоят на страже семьи в традиционном её понимании.
Формирование семейных ценностей мы начинаем с рождения ребёнка в семье, причём в традиционной семье, где папа — это папа, мужчина, а мама — это мама, женщина. Очень хорошо, когда появления малыша в семье ждут не только родители, но и более старшие родственники — дедушки и бабушки и, если таковые ещё здравствуют, прадедушки и прабабушки. А также тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т. д. Старшее поколение в этом случае является не только просто помощниками молодым родителям, но, своего рода транслятором накопленных за свою долгую жизнь ценностей- семейных, духовных, нравственных, целого ряда житейских догм для дальнейшего становления как когда-то говорили «всесторонне развитой личности». И затем уже в процесс воспитания подключается детский сад, где формирование традиционных семейных ценностей проходит красной нитью во время всего пребывания ребёнка в садике. Мероприятия, в которых участвуют все члены семьи не редкость для детей. И даже потом, спустя много лет, уже обучаясь в школе, теперь уже обучающиеся с большой теплотой вспоминают эти семейные праздники.
Конечно, говоря о формировании семейных ценностей у детей, нужно помнить о том, что, к сожалению, были, есть и, наверное, будут семьи, где существуют свои традиции, негативные, и с которыми приходится бороться на протяжении всего периода взросления молодого поколения. Это кропотливый, можно сказать титанический труд. Но без усилий преодолеть негатив, связанный с пьянством, аморальным поведением, нередко криминалом в семьях, где есть дети, практически невозможно. И это отдельное направление в воспитательной работе.
Итак, эстафета формирования семейных ценностей детский сад передаёт школе. И если в начальных классах трудности в этом аспекте работы возникают не так часто, то, чем старше становится ребенок, тем сложнее становится с ним сотрудничать. Причём это связано не только с возрастными изменениями подростка, когда низвергаются заложенные в детстве идеалы (почти каждый помнит свои «бунты» в этом возрасте), но и в связи с тем, что поток информации (часто крайне негативный и агрессивный) сыплется на неокрепшую душу ребёнка как из рога изобилия. Одни блогеры чего стоят! Не все, конечно, но есть те, чьи жизненные ценности строятся, главным образом, на поклонении «золотому тельцу» и во главе угла «я любимый». И всё в таком духе и где вовсе нет места всем накопленным традиционным семейным ценностям, которые благополучно отправляются этими блогерами на свалку как устаревшие артефакты. Новые идеалы, весьма сомнительного характера, правят миром. А ведь за этими модными повелителями душ наблюдают дети и подростки, безоговорочно копируя их идеалы. И именно в этот момент необходимо школе, родителям, общественности и государственным организациям вести кропотливую, ненавязчивую, но в тоже время настойчивую работу с детьми, у которых семейные ценности смещены в чуждую россиянам сторону.
В наших школах каждый понедельник первым уроком проводятся занятия «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» — это одно из направлений внеурочной деятельности. ««Разговоры о важном» — это те внеурочные занятия, на которых ребята в неформальной обстановке могут обсудить с учителями и сверстниками интересующие их вопросы. Если не поднимать темы любви, дружбы, взаимовыручки, наших исторических достижений, то об этих важных аспектах ребята услышат от людей, которые не всегда будут делать это правильно и с добрыми помыслами». Об этом министр просвещения Сергей Кравцов рассказал в интервью телеканалу «Россия 24». То есть, темы этих занятий тесно связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Тема семейных ценностей очень хорошо представлена в занятии «О взаимоотношениях в семье». Цели занятия:
– формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье, важности семейных традиций;
– формирование ценностного отношения школьников к семье;
– получение представлений о путях достижения взаимопонимания между представителями разных поколений семьи и т. д.
И что еще очень важно, так это то, что о традиционной семье, о формировании и сохранении семейных ценностей говорят медийные лица, многодетные родители, представители органов власти.
Конечно, тема семейных ценностей рассматривается не только на занятиях «Разговоры о важном». Регулярно проводятся беседы, тематические классные часы и родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать для того, что донести до каждого ребёнка сущность и важность семейных ценностей, их приоритет в жизни каждого человека.
В настоящее время, когда ведётся СВО, роль традиционных семейных ценностей можно смело ставить на одни весы с ролью патриотического воспитания. Только глубокая вера солдата в то, что он защищает интересы не только своей Родины, но и интересы своей семьи, помогает ему в трудных условиях проведения боевых операций. Важно, чтобы дети гордились своими отцами, матерями, братьями, сестрами, близкими — участниками СВО точно так же, как их родные гордились и гордятся подвигами своих дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны. Связь поколений в этом вопросе жизненно необходима.
Нужно, чтобы раз и навсегда о нас перестали говорить как о «Иванах, родства не помнящих». Чтобы подрастающее поколение с гордостью могли рассказывать о своих родных вплоть до седьмого колена. Формирование, сохранение и трансляция традиционных семейных ценностей в нашей стране было есть и будет одним из краеугольных камней всей системы воспитания.
«Семья — любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России!»
И. Резник
Литература:
- Сабуров, Артем «Национальная идея России»: почему Владимир Путин объявил 2024 год Годом семьи / Артем Сабуров. — Текст : электронный // Федерал Пресс : [сайт]. — URL: https://fedpress.ru/article/3282441 (дата обращения: 20.12.2023).
- Разговоры о важном [видео] // RuTube : [сайт]. — URL: https://rutube.ru/video/00a308c2822b64cc91fb209bf968101c/ (дата обращения: 20.12.2023).