В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный процесс, другим необходимо более длительное время для адаптации. В это время они могут тревожиться, переживать, или же, наоборот, игнорировать и бездействовать. И в результате у подростков может снижаться работоспособность, успеваемость.
Из этого следует, что переход из начальной в среднюю школу — это важный и ответственный период в жизни ребенка, и оттого как пройдет адаптация зависит дальнейшая успешность в школе и формирование навыков для жизни в целом.
Процесс адаптации ребенка в среднем звене связан с большим напряжением во всем организме. На успех этого процесса влияют характер и личностные особенности учащегося, которые были сформированы ранее.
Ключевые слова: пятиклассник, адаптация, средняя школа, учащийся.
The article discusses the transition to a new stage of education, which brings stress to 10–11 year olds. After all, now they are getting acquainted with new requirements, teachers, learning conditions, subjects. Some fifth graders are quickly involved in the learning process, others need a longer time to adapt. At this time, they may worry, worry, or, conversely, ignore and do nothing. And as a result, teenagers' performance and academic performance may decrease.
It follows from this that the transition from primary to secondary school is an important and responsible period in a child's life, and therefore how the adaptation will take place depends on further success in school and the formation of skills for life in general.
The process of adaptation of the child in the middle link is associated with a lot of stress throughout the body. The success of this process is influenced by the character and personality characteristics of the student, which were formed earlier.
Keywords: fifth grader, adaptation, secondary school, student.
Можно наблюдать зависимость процесса адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают благодаря приспособлению подростка к условиям окружающей среды. Но затем они сами определяют дальнейшее развитие ребенка. И уже подросток превращается «из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, в творца этого опыта» [1].
Трудность процесса адаптации заключается в том, что он совпадает с «внутренним» и «внешним» кризисом. «Внешний» происходит под воздействием изменений, которые происходят в образовательном процессе — новые учителя, их требования и методики преподавания, новые предметы. «Внутренний» кризис связан с возрастными изменениями, которые характерны для подростков — смена ведущего вида деятельности с учебно-познавательной на общение, быстрая смена настроения, проявление «чувства взрослости», изменения общего состояния здоровья.
Пятиклассник не просто подросток, он младший подросток. Первую стадию подросткового возраста Д. И. Фельдштейн называет локально-капризной, с характерной для нее актуализацией потребности в признании взрослыми, отношения с которыми часто обостряются [2]. В этом возрасте одно из главных психических новообразований — появление «чувства взрослости» [3]. В этот период может наблюдаться ряд психолого-педагогических противоречий, а именно, между ощущением себя взрослым и объективным положением пятиклассника, его официальным статусом; противоречия в отношениях со взрослыми и др. Из-за этих противоречий могут возникать конфликтные ситуации в общении ученика с учителями и его родителями, что осложняет процесс социально-психологической адаптации обучающихся.
Проявление «чувства взрослости» пока не подкреплено реальной ответственностью. Чтобы направить его в нужное русло и развивать его, необходимо подростков наделять незначимыми зонами ответственности, передавать поручения. Даже если в школе не будет возможности показать взрослость, это все равно проявиться, но скорее всего, невыгодным, даже отрицательным способом. Поэтому лучше самостоятельно контролировать данный вопрос и заранее наделять ответственностью подростков.
К «внутренним» изменениям можно отнести психологические особенности младших подростков: замедляется темп их деятельности, дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе. Кроме того, чаще бывают раздражены, капризны, их настроение непостоянно. Это является причиной замечаний, наказаний со стороны учителей, что приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях с ними и родителями.
Кроме того, на адаптацию пятиклассников влияет смена ведущего вида деятельности с учебно-познавательной на общение. Как показывают исследования Т. В. Драгуновой, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Е. В. Новиковой, Н. В. Литвиненко и др., общение пятиклассника со сверстниками становится существенным фактором его психического развития, а желание занять определенное положение в классном коллективе — ведущей потребностью [4]. Для младших подростков общение со сверстниками имеет большую ценность, чем общение с родителями. Дети перестают воспринимать слова родителей, воспринимают все с негативом и отрицают любое взаимодействие с ними. Это может отразиться на учебную мотивацию и успеваемость.
К внутренним изменениям можно отнести — общее состояние здоровья учащегося, его эмоционально-психологическую устойчивость, интеллектуальное развитие, навыки саморегуляции и самоконтроля, работоспособность, самодисциплину и ответственность, развитые коммуникативные способности, а также сформированность компонентов учебной деятельности и внутренней мотивации к ней [4]. Кто, испытывает трудности при адаптации в среднем звене, часто пропускает школу по причине болезни. Так что все процессы взаимосвязаны.
У подростков 10–11 лет продолжается физическое и психофизическое развитие, а также развитие головного мозга. Согласно исследованиям Л. В. Ковинько, «достигнув подросткового возраста, ребенок уже знает, как ориентироваться в семье и семейных отношениях, и способен занять место, соответствующее своему социальному статусу среди родственников и друзей. Ребенок учится строить отношения со взрослыми и сверстниками, у него уже есть навыки самоконтроля, умеет настаивать на своем» [5].
Для успешной адаптации младших подростков необходимо уделять внимание формированию коммуникативных и эмоционально-волевых качеств пятиклассников. Для этого можно проводить в школах психологам или классному руководителю тренинговые упражнения для развития этих навыков и предотвращению тревожных состояний.
В средней школе в обучении младший подросток должен произвести переход от ориентации на образец, который задает учитель, на собственный. Здесь большую роль играет самооценка. В возрасте 10–12 лет характер самооценки подростка меняется. На ее становление влияют другие дети, общение с ними. Поэтому коммуникации со сверстниками приобретают большое значение для подростка. В общении осваиваются нормы, цели и средства социального поведения и вырабатываются критерии оценки себя и других. Именно в средней школе ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими людьми чрезвычайно необходимы ребенку, находящегося в школе, так как учебная деятельность носит, прежде всего, коллективный характер.
Переход в среднее звено может обострить старые проблемы детей, которые могут быть скрытыми или явными для учителей и родителей. А также поступление в 5 класс может вызвать появление новых проблем, связанных с изменчивыми окружающими условиями, с изменениями, происходящими внутри подростка. Они могут проявляться в переживании различных негативных эмоций, в том числе тревожности, страха и неуверенности в себе. Эмоциональные переживания напрямую зависят от сложившихся в классе отношений между учащимися и учителями, между самими учащимися.
Как пишет К. С. Варшавская, для периода перехода на среднее звено учащимся характерна тревога, связанная с включением в жизнь школы, потребности в достижении успеха, характеризующиеся неблагоприятным психическим фоном, который не позволяет ребенку реализовать свои потребности в успехе; переживание страха самовыражения в ситуациях самораскрытия и предъявления себя другим; снижение уровня желания учиться, а также снижение уровня удовлетворенности взаимоотношениями с одноклассниками [6].
Несмотря на тяжелые этап развития в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г. А. Цукерман, показали, что у учащихся проблемы с адаптацией при переходе в среднюю школу связаны не с психофизиологическими факторами, а с социально-психологическими. В данном возрасте меняется развитие познавательных процессов.
У младших школьников перестраивается память, от механического запоминания к смысловому. Она приобретает логический характер, становится более доступно и легко запоминать материал.
Внимание у пятиклассников становится управляемым. Оно сосредоточенное, устойчивое.
В подростковом возрасте можно наблюдать особенность, проявляющуюся в имитации чьего-либо поведения. В 5 классе ребенок попадает в новое окружение и пытается соответствовать ему, подражать окружающим подросткам, старшеклассникам. Хорошо, если его окружение положительно влияет на него, но могут встречаться и «плохие» компании, которые негативно сказываются на поведение подростка.
Делая вывод, можно сказать, что «внутренние» изменения, происходящие в организме у подростка под воздействием перехода в среднее звено, также влияют на процесс адаптации пятиклассников.
Литература:
- Понятие адаптации и его значение для психологии личности Г.А. Балл
- О.А. Воскрекасенко «Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
- О.Е. Неустроева Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна.
- Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника. М.: Academia, 1998. 287 с.
- Варшавская, К. С. Особенности эмоциональных переживаний учащихся при переходе из начальной в основную школу: автореф.