Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Борозинец, Д. В. Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития / Д. В. Борозинец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88417/ (дата обращения: 22.11.2024).



Данная статья посвящена изучению учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Рассматриваются такие понятия, как «мотивация», «мотив», учебная мотивация», «мотив учения». Предлагаются методики, направленные на получение обширных сведений об учебной мотивации детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: психическое развитие, учебная мотивация, методика, уровень развития, мотив.

В настоящее время проблема учебной мотивации является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Дети с нарушениями в развитии вызывают у специалистов особую тревогу. Немалое количество детей с нарушениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития Таким детям ввиду имеющихся нарушений достаточно сложно бывает обучаться. Из-за частых неудач снижается учебная мотивация, что приводит к дополнительным проблемам в учебе.

Проблема изучения учебной мотивации отражается как в исследованиях зарубежных, так и отечественных ученых. Однако большинство из них касаются только детей с нормотипичным развитием. Нет исследований, в которых бы были систематизированы методики, направленные на диагностику учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Исходя из чего было принято решение отобрать и в рамках данной статьи рассмотреть методики, позволяющие изучить учебную мотивацию детей с задержкой психического развития.

Прежде, чем приступить к рассмотрению методик, обозначим основные понятия по рассматриваемой теме.

В самом общем виде в психологии под мотивацией понимается побуждение к действию; совокупность мотивов, побуждающих к действию [4].

Л. И. Божович определяет «мотив» следующим образом: «это особый род побудителей человеческого поведения, в качестве мотива может выступать все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 67].

Так, понятие «мотивация» шире, чем понятие «мотив». Нас интересует такой вид мотивации, как учебная. И. П. Подласый определяет мотивацию учения как: «совокупность методов и средств, факторов, которые побуждают учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». [6, с. 47].

А. В. Петровский понимал под мотивом учебной деятельности следующее: «это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней». [7].

В научной литературе накоплено множество методик, направленных на изучение мотивов и мотивации учебной деятельности школьников. Однако не все из них могут быть использованы при диагностике детей с задержкой психического развития.

Проанализируем методики, позволяющие исследовать мотивацию учения детей с задержкой психического развития.

С помощью методики А. И. Божович и И. К. Марковой «Лесенка побуждений» можно выявить выраженность мотивов учения. Учащиеся в виде лесенки ранжируют два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Познавательные мотивы предполагают ориентацию ученика на освоение новых знаний; ориентацию на процесс и результат учения; на усвоение способов получения знаний. Социальные мотивы определяют стремление учащегося на приобретение знаний во благо обществу; на признание со стороны учителя и одноклассников [2].

Учащиеся получают инструкцию, согласно которой им необходимо построить лесенку под названием «Зачем я учусь». Для этого необходимо внимательно прочитать восемь предложенных утверждений. После чего осуществить ранжирование: на первое место поставить самое главное утверждение, затем распределить остальные утверждения по степени важности. Важно объяснить ребенку, что он должен выбрать не то, для чего все учатся, а то, для чего учится лично он. После того, как ученик завершил ранжирование, необходимо предложить ему проверить получившуюся лесенку. На первом месте должно быть самое главное утверждение, а на последующих менее главные. Утверждения могут быть предложены также в виде карточек.

Первые четыре мотива в лесенке свидетельствуют о преобладании социальной или познавательной мотивации учения. В случае, если обнаружено два познавательных мотива и два социальных, то такой результат свидетельствует о гармоничном сочетании социальных и познавательных мотивов учения. Если три или четыре мотива одного вида, то это свидетельствует о его доминировании.

Изучить мотивационную сферу ребенка с задержкой психического развития можно с помощью методики М. В. Матюхиной [1]. Методика направлена на выявление ведущих, доминирующих мотивов учения. Мотивы учения, которые позволяет выявить методика М. В. Матюхиной: долг, ответственность, самоопределение, самосовершенствование, благополучие, престиж, избегание неприятностей, содержание учения, социальные мотивы.

Все вышеуказанные мотивы автор методики делит на четыре группы: широкие социальные мотивы учения; узколичностные мотивы учения; учебно-познавательные мотивы учения и мотивы избегания неудач.

Диагностика по методике М. В. Матюхиной осуществляется в три этапа. На первом этапе ребенку выдаются карточки с суждениями и предлагается разделить данные карточки на пять групп по степени значимости. Количество суждения — 21. Следовательно, первая группа — суждения, которые очень значимы для учебы. Вторая группа — суждения, которые просто значимы для учебы. Третья группа — суждения, которые не особо значимы для учебы. Четвертая группа — суждения, которые практические не имеют значения (малозначимы). Пятая группа — суждения, которые совсем не значимы.

На втором этапе диагностики испытуемом предлагается из тех же карточек выбрать семь карточек с особо важными для учебы суждениями.

На третьем этапе из тех же самых карточек испытуемый должен выбрать всего три карточки с утверждениями, которые для него имеют особую важность.

Так, первый этап предоставляет испытуемому большой простор для выбора. Второй этап требует более строго отбора суждения. Это позволяет ребенку лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третий этап предполагает еще более глубокой осознанности в выборе суждений, относящихся к учебе.

При анализе и интерпретации результатов, экспериментатор учитывает только случаи совпадения, т. е. когда на двух или трех этапах испытуемый выбирал одни и те же суждения. Например, на первом и втором этапах; на второй и третьем этапах; на первом и третьем этапах.

Выявить отношение детей с задержкой психического развития к школе, процессу учения и его эмоциональную реакцию на школу в целом, можно с помощью методики Н. Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» [8].

Автор методики допускает два варианта организации диагностики. Первый вариант — исследователь читает вопросы и варианты ответов вслух, а учащийся записывает тот ответ, который ему подходит. Второй вариант — анкета выдается каждому ученику, которую они заполняют самостоятельно. Анкета состоит из десяти вопросов. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа.

Анализ и интерпретация результатов производится по определенному ключу. За каждый вариант ответа учащиеся получает от нуля до трех баллов. После чего набранные баллы суммируются и определяется уровень школьной мотивации и отношение к школе.

Методика Г. Н. Казанцевой «Изучение отношения к учебным предметам» позволяет осуществить качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [3]. Автором методики разработан опросник, состояний из трех разделов. В первом разделе учащимся необходимо записать любимые и нелюбимые предметы. Первый раздел выявляет предпочитаемые учебные предметы ребенка. Во второй разделе ребенок должен подчеркнуть причины, которые определяют его отношение к предмету: «Люблю предмет, потому что…», «Не люблю предмет, потому что …». Так, второй раздел определяет причины предпочтительного отношения к тому или иному предмету. В третьем разделе учащимся нужно ответить на вопрос о том, для чего они учатся, подчеркнут наиболее подходящие суждения. Также учащиеся могут вписать свой вариант. Третий раздел направлен на исследование того, для чего в целом ребенок учится; какие мотивы преобладают. На основе чего делается вывод о мотивах учения и в целом отношении ребенка к предметам и к школе.

С помощью методики Т. Д. Дубовицкой можно выявить направленность учебной мотивации (внешняя или внутренняя) [5]. Ребенку предлагается 20 суждений и варианты ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом методики, где первые два варианта ответ оцениваются как положительные («да»), а вторые два как отрицательные («нет»). За каждое совпадение с ключом испытуемый получается один балл. После чего баллы суммируются и определяется направленность мотивации (внешняя или внутренняя) и уровень развития внутренней мотивации (высокий, средний, низкий).

Таким образом, нами было представлено пять методик, направленных на изучение учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Методика А. И. Божович и И. К. Марковой «Лесенка побуждений» позволяет ранжировать мотивы определить выраженность мотивов учения (социальные или познавательные). Методика М. В. Матюхиной выявляет широкие социальные мотивы учения; узколичностные мотивы учения; учебно-познавательные мотивы учения и мотивы избегания неудач. Методика Н. Г. Лускановой выявляет отношение ребенка к школе (положительное, отрицательное) и уровень развития школьной мотивации. Методика Т. Д. Дубровицкой направлена на выявление направленности мотивации (внешняя или внутренняя), а также на определение уровня развития внутренней мотивации. Методика Г. Н. Казанцевой, на наш взгляд, позволяет получить наиболее содержательные сведения. Методика позволяет выявить наиболее предпочтительные предметы, причины положительного или отрицательного отношения к предмету, а также в целом мотивы учебной деятельности. Комплекс методик позволяет получить обширные сведения об отношении ребенка к предметам, к процессу учения и в целом к школе, о преобладающих мотивах учения, о направленности учебной мотивации и в целом об уровне развития учебной мотивации. Информация о мотивации учения детей с задержкой психического развития позволяет определить дальнейшую тактику действий педагога.

Литература:

  1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
  2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков (под ред. А. С. Волковой). — СПб.: Питера, 2009.
  3. Борисова В. А. Об учебной мотивации младших школьников с легкими недостатками развития // Логопедия. 2016. № 3 (13).
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Одинцова Е. Н. Мотивация учебной деятельности младших школьников как фактор повышения успеваемости // Актуальные аспекты педагогики и психологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021.
  6. Подласый И. П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
  7. Психология. / Под ред. Дружинина В. Н. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. с.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, учебная мотивация, методика, мотив учения, уровень развития, учебная мотивация детей, задержка, мотив, помощь методики, предмет.


Похожие статьи

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируется мотивация к достижению успеха студентов техникума, рассматриваются такие понятия как мотив, мотивация, также рассматриваются виды мотивации. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мотивации...

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье представлены инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются представленные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Рассматриваются результаты исследований социологов по данн...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Похожие статьи

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируется мотивация к достижению успеха студентов техникума, рассматриваются такие понятия как мотив, мотивация, также рассматриваются виды мотивации. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мотивации...

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье представлены инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются представленные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Рассматриваются результаты исследований социологов по данн...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Задать вопрос