Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Звягинцева, С. С. Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста / С. С. Звягинцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17821/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена педагогической мнемотехнике, которая является эффективной методикой для усвоения и запоминания изученного познавательного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье выделены виды мнемотехники и этапы освоения её элементов детьми. Описывается влияние данной технологии на развитие памяти детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мнемотехника, этапы, виды, мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблицы, долговременные и кратковременные, память.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, для себя я выделила наиболее эффективную методику в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития — это мнемотехнику. В ходе коррекционно-развивающей работы с применением мнемотехники мной было отмечено, что приёмы данной технологии, помогают детям в образовательной деятельности: запоминать, организовать себя, мыслить, связно говорить.

Мнемотехника — это все алгоритмы, созданные для того, чтобы выделить, структурировать, запомнить, сохранить и воспроизвести информацию с помощью дополнительных ассоциаций. Существует шесть видов мнемотехники:

Народная. Это все несложные правила, стишки или знакомые фразы для запоминания, которые мы слышали с детства.

Классическая. Первое направление в истории, которое использовали в античном мире.

Педагогическая . Акцентируется на интересном, простом и прочном процессе усвоения большого количества материала.

Цирковая (эстрадная). Используется в представлениях или шоу, поэтому главное в данной технике не фиксация данных, а кодирование информации для передачи от помощника к главному исполнителю.

Спортивная. Используется профессиональными мнемонистами для соревнований. Борьба идет за лучший результат по двум направлениям: скорость и объем заученного материала за определенное время.

Современная . Использует наработанную теоретическую базу знаний, на основе которой дорабатываются техники для решения конкретных задач: изучения биохимии, физических формул, правил ПДД, подготовка к госэкзамену.

Приёмы педагогической мнемотехники позволяют детям с ОВЗ легче усваивать, повышать и отрабатывать разные знания, умения и навыки. Данную технологию уместно и необходимо применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями. Общий принцип данной технологии состоит в следующем: ребёнок получает знания, которые нужно запомнить, мозг превращает их в образы через ассоциации. Когда надо припомнить один из образов, срабатывает ассоциативная цепочка и восстанавливает информацию. У детей с нарушением познавательной деятельности всегда присутствуют недостаточность таких психических процессах как память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера. Следовательно, низкий уровень знаний по окружающему миру, узкий кругозор, бедный словарный запас, недостаточность связной речи, сниженный интерес к образовательной деятельности.

У всех детей с ОВЗ материал усваивается по-разному. Для того чтобы занятия с включением мнемотехнических приёмов обеспечивали положительные результаты в развитии детей с ОВЗ, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребёнка и соблюдать поэтапное введение элементов мнемотехники. На 1 этапе использовать только мнемоквадраты. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с рисунком, который обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие. На 2 этапе дети знакомятся с мнемодорожками (мнемоцепочками). Мнемодорожка — это последовательность трёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Данные изображения помогают ребенку составить связный рассказ из нескольких простых и последовательных предложений. На 3 этапе, когда дети уже свободно ориентируются в символических изображениях и легко считывают информацию с них, вводятся мнемотаблицы. Мнемотаблица — это таблица, поделенная на квадраты. В каждом квадрате заложена определенная информация, соответствующая слову или словосочетанию. Благодаря мнемотаблицам ребёнку легче составить описательный рассказ, выучить стихотворение.

Для того, чтобы дети на занятиях положительно принимали данную методику от педагога, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов. После их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. Только в этом случае они заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и РАС не должно превышать шести, для старшего дошкольника с ЗПР — не больше восьми.
  4. Со старшими дошкольниками с ОВЗ не стоит использовать более одной мнемотаблицы в день.

По сроками применения, я поделила мнемодорожки и мнемотаблицы на долговременные и кратковременные (ситуативные). Например, детям предлагаются долгосрочные мнемодорожки на отработку дней недели, закрепление частей суток и алгоритмов режимных моментов (умывание, одевание на прогулку и т. д.) и долгосрочные мнемотаблицы на закрепление каждого времени года. Ситуативные — создаются специально на каждое занятие. Например, алгоритм составления описательного рассказа по теме, этапы развития птицы, бабочки, яблони и т. д.

Влияет ли мнемотехника на развитие памяти у детей с ОВЗ? К общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение. Она определенно не создаст супер-память ребёнку с ОВЗ, да и любому другому ребёнку или взрослому. Мнемотехника — система запоминания информации, поэтому она помогает, например, удержать в голове ребёнка содержание пройденной темы. Но она не поможет ребёнку с ОВЗ вспомнить, что он делал дома три дня назад.

Таким образом, в общем укреплении и развитии памяти, помогают другие специальные методики, а мнемотехника применятся для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование педагогической мнемотехники, безусловно, позволит развить возможности и компенсировать недостатки каждого ребёнка с ОВЗ, в том числе визуальное и ассоциативное мышление.

Литература:

  1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 128 с.
  2. Блонский П. П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2014. — 288 с.
  3. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011. — 96 с.

Ключевые слова

этапы, память, виды, мнемотехника, мнемотаблицы, мнемоквадрат, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мнемодорожки, долговременные и кратковременные

Похожие статьи

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью

Данная статья рассматривает использование приемов мнемотохники, направленых на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. А также цели,задачи и приемы мнемонических техник.

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий

Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий.

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью

Данная статья рассматривает использование приемов мнемотохники, направленых на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. А также цели,задачи и приемы мнемонических техник.

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий

Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий.

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.