В данной статье я хотела бы рассказать о том, что такое мнемотехника, как происходит обучение при использовании мнемоники в работе с детьми дошкольного возраста, более подробно рассказать о структуре мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Также на примере мнемотаблицы к стихотворению рассказать, как дети старшей группы в увлекательной форме, легко разучили стихотворение наизусть.
Введение
Развитая речь — это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. От того, насколько правильно и грамотно ребенок освоит речь, будет зависеть его будущее. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение объяснять, рассуждать, формируются мыслительные процессы, формируются навыки общения и коммуникации.
Согласно Федеральной образовательной программе основными задачами в области «Речевого развития» являются:
— Обогащение словарного запаса речи ребенка
— Развитие звуковой культуры речи
— Формирование грамматического строя речи
— Развитие связной речи
К сожалению, речь ребенка дошкольного возраста в наше время достаточно бедна. Дети с трудом подбирают слова-синонимы, обобщающие слова, тяжело пересказывают прочитанные произведения.
В своей работе я решила опробовать нетрадиционный метод работы с детьми по развитию связной речи. Я хотела, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, проходил в форме игры.
Основной фактор, облегчающий процесс становления речи, — это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает называть детям их характерные признаки, производимые с ними действия.
Мнемоника (мнемотехника) — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и воспроизведение информации.
Основные задачи мнемотехники:
— Развитие у детей психических процессов: память, мышление, воображение
— Развитие умственной активности
— Обучать умению при помощи графической аналогии понимать и воспроизводить знакомые произведения.
Возрастных ограничений для проведения занятия с использованием мнемотехник не существует. Но выделяется наиболее подходящий возраст детей (4–5 лет), так как в этом возрасте у ребенка достаточно большой словарный запас и речью дети пользуются активно. Мнемотехника позволяет упростить образовательный процесс. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей.
Работа по речевому развитию с использованием мнемотехники проходит поэтапно. В своей работе я начинала от простого к сложному, то есть от мнемоквадратов, затем мнемодорожки и только потом начинали использовать мнемотаблицы.
Речь — это прежде всего зрительные образы. Когда ребенок в своем воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, при припоминании по одному из образцов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
В мнемотехнике выделяют три столпа — это мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.
Мнемоквадрат — это квадрат, на котором изображено свойство предмета, или действие с предметом, или признак предмета.
Мнемодорожка — это схема, которая несет в себе определенную информацию, при помощи которой дети учатся составлять небольшой рассказ или пересказ.
Мнемотаблица — это схематическое изображение, в которое закладываются определенные информационные данные.
Более подробно я хотела бы остановиться на примере разучивания стихотворения Н.Минского «Листопад».
В старшей группе «Семицветики», на занятии по развитию речи мы с детьми разучивали стихотворение Н.Минского «Листопад». Сначала мы разучивали стихотворение без наглядной подсказки. На занятии присутствовало 25 детей. Дети отвлекались, они не были полностью заинтересованы. В результате только 6 человек смогли воспроизвести стихотворение наизусть.
На этом же занятии, с тем же количеством детей -25 человек, я использовала технику мнемотаблиц. Для более легкого разучивания стихотворения.
Работа в этой технике проходит в несколько этапов.
На первом этапе я познакомила детей со стихотворением:
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
После прочтения я познакомила детей с самой мнемотаблицей. Подробно рассмотрели, что на ней изображено.
На втором этапе происходит преобразование прочитанного в символы или образы.
На третьем этапе, осуществляется пересказ или разучивание прочитанного стихотворения с опорой на иллюстрации.
Занятие проходило в непринужденной обстановке, дети были вовлечены в процесс разучивания. Сам процесс проходил в игровой форме, внимание детей было приковано к мнемотаблице. Дети сами пытались связать прочитанное с образом на таблице.
В результате из 25 человек с разучиванием стихотворения справились 21.
Заключение
Проведенная работа показала свою эффективность в речевом развитии при разучивании наизусть.
Из представленного графика можно увидеть полученные результаты. С использованием мнемотаблицы дети старшей группы лучше справились с разучиванием стихотворение наизусть.
Специалисты рекомендуют в работе с детьми младшего возраста использовать однотонные изображения, чтобы не отвлекать внимание детей на другие аспекты. В работе с более старшим возрастом можно использовать цветные иллюстрации.
Образовательная деятельность с использованием мнемотехники проходит весело, оживленно, в игровой форме. Именно такие условия способствуют лучшему запоминанию материала.
Итак, в заключение можно сказать, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- Полькова Н. Н.,Ефанкина О. А. особенности использования мнемотаблиц для развития связной речи детей дошкольного возраста // Череповецкие научные чтения — 2013. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Череповец: изд-во Череповецкого гос.ун-та, 2014. — С. 152–154.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.