Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Никулина, М. А. Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста / М. А. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112100/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье я хотела бы рассказать о том, что такое мнемотехника, как происходит обучение при использовании мнемоники в работе с детьми дошкольного возраста, более подробно рассказать о структуре мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Также на примере мнемотаблицы к стихотворению рассказать, как дети старшей группы в увлекательной форме, легко разучили стихотворение наизусть.

Введение

Развитая речь — это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. От того, насколько правильно и грамотно ребенок освоит речь, будет зависеть его будущее. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение объяснять, рассуждать, формируются мыслительные процессы, формируются навыки общения и коммуникации.

Согласно Федеральной образовательной программе основными задачами в области «Речевого развития» являются:

— Обогащение словарного запаса речи ребенка

— Развитие звуковой культуры речи

— Формирование грамматического строя речи

— Развитие связной речи

К сожалению, речь ребенка дошкольного возраста в наше время достаточно бедна. Дети с трудом подбирают слова-синонимы, обобщающие слова, тяжело пересказывают прочитанные произведения.

В своей работе я решила опробовать нетрадиционный метод работы с детьми по развитию связной речи. Я хотела, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, проходил в форме игры.

Основной фактор, облегчающий процесс становления речи, — это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает называть детям их характерные признаки, производимые с ними действия.

Мнемоника (мнемотехника) — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и воспроизведение информации.

Основные задачи мнемотехники:

— Развитие у детей психических процессов: память, мышление, воображение

— Развитие умственной активности

— Обучать умению при помощи графической аналогии понимать и воспроизводить знакомые произведения.

Возрастных ограничений для проведения занятия с использованием мнемотехник не существует. Но выделяется наиболее подходящий возраст детей (4–5 лет), так как в этом возрасте у ребенка достаточно большой словарный запас и речью дети пользуются активно. Мнемотехника позволяет упростить образовательный процесс. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей.

Работа по речевому развитию с использованием мнемотехники проходит поэтапно. В своей работе я начинала от простого к сложному, то есть от мнемоквадратов, затем мнемодорожки и только потом начинали использовать мнемотаблицы.

Речь — это прежде всего зрительные образы. Когда ребенок в своем воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, при припоминании по одному из образцов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

В мнемотехнике выделяют три столпа — это мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Мнемоквадрат — это квадрат, на котором изображено свойство предмета, или действие с предметом, или признак предмета.

Мнемодорожка — это схема, которая несет в себе определенную информацию, при помощи которой дети учатся составлять небольшой рассказ или пересказ.

Мнемотаблица — это схематическое изображение, в которое закладываются определенные информационные данные.

Более подробно я хотела бы остановиться на примере разучивания стихотворения Н.Минского «Листопад».

В старшей группе «Семицветики», на занятии по развитию речи мы с детьми разучивали стихотворение Н.Минского «Листопад». Сначала мы разучивали стихотворение без наглядной подсказки. На занятии присутствовало 25 детей. Дети отвлекались, они не были полностью заинтересованы. В результате только 6 человек смогли воспроизвести стихотворение наизусть.

На этом же занятии, с тем же количеством детей -25 человек, я использовала технику мнемотаблиц. Для более легкого разучивания стихотворения.

Работа в этой технике проходит в несколько этапов.

На первом этапе я познакомила детей со стихотворением:

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

После прочтения я познакомила детей с самой мнемотаблицей. Подробно рассмотрели, что на ней изображено.

F:\стихи мнемотаблица\осень\detsad-341323-1440316959.jpg

На втором этапе происходит преобразование прочитанного в символы или образы.

На третьем этапе, осуществляется пересказ или разучивание прочитанного стихотворения с опорой на иллюстрации.

Занятие проходило в непринужденной обстановке, дети были вовлечены в процесс разучивания. Сам процесс проходил в игровой форме, внимание детей было приковано к мнемотаблице. Дети сами пытались связать прочитанное с образом на таблице.

В результате из 25 человек с разучиванием стихотворения справились 21.

Заключение

Проведенная работа показала свою эффективность в речевом развитии при разучивании наизусть.

Из представленного графика можно увидеть полученные результаты. С использованием мнемотаблицы дети старшей группы лучше справились с разучиванием стихотворение наизусть.

Специалисты рекомендуют в работе с детьми младшего возраста использовать однотонные изображения, чтобы не отвлекать внимание детей на другие аспекты. В работе с более старшим возрастом можно использовать цветные иллюстрации.

Образовательная деятельность с использованием мнемотехники проходит весело, оживленно, в игровой форме. Именно такие условия способствуют лучшему запоминанию материала.

Итак, в заключение можно сказать, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Полькова Н. Н.,Ефанкина О. А. особенности использования мнемотаблиц для развития связной речи детей дошкольного возраста // Череповецкие научные чтения — 2013. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Череповец: изд-во Череповецкого гос.ун-та, 2014. — С. 152–154.
  2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, связная речь, старшая группа, внимание детей, игровая форма, использование мнемотехники, развитие речи, разучивание стихотворения, речевое развитие.


Похожие статьи

Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена педагогической мнемотехнике, которая является эффективной методикой для усвоения и запоминания изученного познавательного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье выделены виды мнемотехники и этапы осв...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье приведены результаты констатирующего этапа исследовательской работы по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста» при помощи метода анкетирования родителей. Также для решения задач развития...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Похожие статьи

Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена педагогической мнемотехнике, которая является эффективной методикой для усвоения и запоминания изученного познавательного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье выделены виды мнемотехники и этапы осв...

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

В данной статье приведены результаты констатирующего этапа исследовательской работы по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста» при помощи метода анкетирования родителей. Также для решения задач развития...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством сократического диалога (метода)

В данной статье рассматривается опыт работы использования сократовского диалога с детьми дошкольного возраста. Данная работа — это обобщение опыта, помогающая педагогам научиться использовать сократовский метод ведения диалога в образовательном проце...

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Задать вопрос