Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 2459 раз

Библиографическое описание:

Батаева, Ю. А. Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста / Ю. А. Батаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1810/ (дата обращения: 16.12.2024).



Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие речи и пополнение словарного запаса; преобразование образов в символы; развитие памяти, внимания и образного мышления; развитие мелкой моторики, творческих способностей, фантазии.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

  1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
  2. Преобразование символов в образы.
  3. Пересказ при помощи символов.

Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания. Затем мнемотаблицы усложняют. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета: цвет, форму, величину, из чего состоит (детали), из какого материала сделана игрушка, как с этой игрушкой можно играть?

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически).

Алгоритм:

  1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
  2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
  3. Вопросы по содержанию стихотворения.
  4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
  5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
  6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

  1. Чтение взрослым текста.
  2. Рассматривание мнемотаблицы.
  3. Ответы на вопросы по содержанию.
  4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
  5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Что дает мнемотехника? Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

− Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

− Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

− Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

− Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, полученная информация, развитие речи, словарный запас, чтение взрослым.

Похожие статьи

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи у детей дошкольного возраста

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Похожие статьи

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи у детей дошкольного возраста

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Задать вопрос