Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толкачева, Т. В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. В. Толкачева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 274-278. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6780/ (дата обращения: 16.12.2024).

Анализ современных документов об образовании Российской Федерации показывает на необходимость воспитания креативной личности в дошкольном возрасте, т. к. приобретенные в детстве базовые способности помогут в дальнейшем овладению качествами, соответствующими государственному заказу. [8, с]

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

В практике дошкольных образовательных учреждениях усилено внимания педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. [8, с.13]

В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом развитии становится его самореализация в социуме. Поэтому в условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Но, помимо этих задач, важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Процесс воспитания и обучения ребёнка — это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Анализируя вышеуказанные качества, можно представить портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных государственных образовательных стандартах к портрету дошкольника-выпускника [26, п.2.6; п.2.11.2; п.4.6].

 

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Существует множество программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения, среди которых выделяются программы, наиболее целостно и полно выражающие идеи развития креативности детей дошкольного возраста («Развитие» под ред. Л. А. Венгера, «Радуга» под ред. Т. Н. Дороновой, «Детство» под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой).

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.

На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Впервые термин ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) возник в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов). Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 году и используется до настоящего времени. [1, с.30–32]

Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития (Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковская). При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Ведь об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок [14, с.45].

С 2000 года ТРИЗ-педагогика включена Министерством образования России и Академией российского образования в структуру современной педагогики [32, с.2].

ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ в применении к дошкольникам — это полный отказ от стереотипов. Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Позволяет освоить проектный метод и активно его использовать с детьми в рамках развития выразительности речи, лексико-грамматической и связной монологической стороны речи воспитанников на логопедических занятиях.

Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое общение с детьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого я приобщаю детей к ТРИЗу.

Коррекционно-логопедические занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологии — это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Для структуры занятия с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводят воспитанников в проблему, состояние поиска, стимулируют мыслительные процесс.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр — через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения.

Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в разнообразных играх («Наоборот», «Хорошо-плохо», «Да-нетка», «Волшебная дорожка», «Маша-растеряша», «Теремок», «Обзывалочки», «Волшебный ящик» и др), с которыми детей знакомят девочка Любознайка, инопланетянин Тризик из волшебной страны. В играх у воспитанников формируется системно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение общих и различных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление.

В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать новые несуществующие названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифицировать, работать по алгоритму.

На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия с помощью «Волшебного треугольника». Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств и Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Работая по алгоритму, дети также учатся составлять метафоры, рифмованные тексты. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для детей люди — их родители.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, обучению грамоте и развитию лексико-грамматической стороны речи дети, путешествуя по 9-ти экранам «Волшебного домика», придумывают события, предшествующие изображенным и последующие; составляют связные рассказы, знакомятся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам «Волшебной лесенки», узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре «На что похожа?», спасают буквы от Буквоежки. Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии:

-        метод противоречий,

-        кольца Луллия,

-        мозговой штурм;

-        бином и полином фантазии,

-        системный оператор,

-        метод фокальных объектов,

-        морфологический анализ;

-        составление лимериков,

-        загадок, метод каталога,

-        страна сказок.

Предлагаемые методы и приемы помогают совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.

Сравнительные показатели состояния устной речи воспитанников временной логопедической группы (2011–2013 учебный год), позволяют утверждать, что использование в коррекционно-логопедической работе адаптивных методов и приемов ТРИЗ воспитанников позволяет сократить сроки коррекции речи у воспитанников и повысить результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ Г. С. Альтшуллера у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.

Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Поэтому адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе воспитания и обучения «Детство», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах. И хочется думать, что целенаправленная, системная работа по осуществлению программы ДОУ поможет добиться поставленной цели и подготовить ребенка к развивающему школьному обучению, к решению жизненных творческих задач.

 

Литература:

 

1.         Альтшуллер Г. С./Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2.         Волина В. В. Праздник Букваря. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. — 384с.

3.         Волина В. В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994. — 448с.

4.         Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002. — 80 с.

5.         Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. — 112 с.

6.         Гин А. А. Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 6. М.: «Вита-пресс», 2001. — 80 с.

7.         Журналы: «Дошкольное воспитание» 1995- № 6, 10;1996 — № 10;1997 — № 1,3, 4, 12;1998 — № 1, 3, 5, 8, 9, 11

8.         Концепция Дошкольного воспитания

9.         Клеймихина Т., Крейнина С. От Незнайки до …-СПб,1996

10.     Компанцева Л. В., Валюмо Н. П. Картинки без запинки. — СПб,1995

11.     Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн., 2000.

12.     Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. (Для воспитателей, учителей и родителей) /Система проф. разработ., консультантов и препод. «ТРИЗ-Шанс». — СПб: Изд-во ТОО ТРИЗ-Шанс, 1995. — 39С.

13.     Нестеренко А. А. СТРАНА ЗАГАДОК, Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского. университета, 1993. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун—та, 1993. — 32 С.

14.     ПРОГРАММА по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста. Составители: Гуткович И. Я., Костракова И. М., Сидорчук Т. А., Ульяновск, 1994.

15.     Журналы: «Ребенок в детском саду» 2001 — № 2, 3, 4;

16.     Самойлова А. Э. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. — Ульяновск, 1996

17.     Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. — Ульяновск. 1996

18.     Синицына Е. И. Умные занятия и игры. — М, 2002

19.     Современная модель образования

20.     Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». — Ростов — на — Дону, 1993

21.     Сидорчук Т. А., Лелюх C. B. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: АРКТИ, 2011. — 40 с: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)): Сидорчук Т. А., Лелюх C.B

22.     Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

23.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

24.     Чернихович Е. М. Винни-Пух решает вслух: картотека сказочных задач. — Гомель, ИПП «СОЖ», 1995.

25.     Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца — СПб.: Речь, 2006. — 144 c.

26.     Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. «Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка» * (2006 г.) — 2 части — 140/208 стр.

27.     Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку. — М.: Просвещение, — Владос, 1995. — 160 С.

28.     Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких/ Филиал Таймыр. ин—та усоверш. учителей. — М., 1995. — 47 С.

29.     http://www.triz.minsk.by

30.     http://www.triz.fis.nsk.su

31.     http://www.altshuller.ru/e-books/

32.     ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е. И. Касаткина. — Вологда: ВИРО, 2004. — 108 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, задача, занятие, речевое развитие, Теория решения, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, собственная речевая деятельность.

Похожие статьи

Основные формы совместного творчества родителей и детей младшего школьного возраста в процессе коррекции устной речи у детей с ОВЗ

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Похожие статьи

Основные формы совместного творчества родителей и детей младшего школьного возраста в процессе коррекции устной речи у детей с ОВЗ

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи