Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование системы ТРИЗ-педагогики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-театрализованной деятельности

24. Педагогика
11.11.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Использование системы ТРИЗ-педагогики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-театрализованной деятельности / И. В. Донская, В. В. Бабкина, М. В. Паршакова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/545/19160.


Цель исследования — определить эффективность применения элементов системы ТРИЗ-педагогики в развитии речевой компетенции детей старшей группы дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

– анализ теоретико-методологических основ ТРИЗ-педагогики;

– конструирование программы занятий с интеграцией ТРИЗ-методик;

– экспериментальная проверка влияния данной системы на развитие речи;

– выявление особенностей реализации в музыкально-театрализованной деятельности.

Методы: теоретический анализ литературы, конструирование программы, педагогический эксперимент с контрольной и экспериментальной группами, диагностические методики по развитию речи (фонетика, лексика, грамматика, связная речь), наблюдение, интервью с педагогами.

Результаты: предложенная интеграция ТРИЗ-педагогики в музыкально-театрализованную деятельность способствовала ускорению темпов развития артикуляционного аппарата, расширению словарного запаса, улучшению грамматической структуры высказываний, активности и коммуникативной мотивации детей.

Практическая значимость: разработаны рекомендации по проектированию занятий и игровых обучающих ситуаций, методические материалы для воспитателей и логопедов.

Развитие речевой компетенции у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) является ключевым компонентом в подготовке к школе. В современном дошкольном образовании актуальны интегрированные подходы, объединяющие коррекцию и развитие речи с творческими активностями. Система ТРИЗ-педагогики, основанная на творческом решении проблем и развивающем обучении, может выступать как эффективный инструмент формирования речевой компетенции в условиях музыкально-театрализованной деятельности.

Цель исследования состоит в проверке гипотезы: внедрение элементов ТРИЗ-педагогики в занятия музыкально-театрализованной деятельности способствует более эффективному развитию речи у старших дошкольников по сравнению с традиционными методами.

Методы и организация исследования: Экспериментальное исследование проводилось в двух группах старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа (ЭГ) — 24 ребёнка (6–7 лет), контрольная группа (КГ) — 24 ребёнка того же возраста. Продолжительность эксперимента — 12 недель, 2 занятия в неделю по 30 минут. В ЭГ применялись элементы ТРИЗ-педагогики в рамках музыкально-театрализованных занятий; в КГ — традиционные методы развития речи в музыкально-театрализованной форме без ТРИЗ-элементов.

Диагностические методики

– Фонетико-артикуляционная диагностика (показатели произносительной стороны речи: звукопроизношение, дизартрия, согласование звуков в слогах).

– Лексико-грамматическая диагностика: активный запас слов, грамматическая структура высказываний.

– Связная речь: прямая и непрямая речь, логика высказываний, связкость речи.

– Наблюдение за коммуникативной активностью и мотивацией к участию в занятиях.

– Интервью с педагогами и анализ занятий.

Г. С. Альтшулллер, отечественный исследователь, разработал систему ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач, которую возможно использовать в рамках ИОС (игровых обучающих ситуаций) развитии речи детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-театрализованной деятельности [3].

В арсенале технологии ТРИЗ много методов и приемов: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод морфологического анализа, метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), синектический метод (прямые, личные, символические, фантастические), типичные методы фантазии (ТМФ), которые хорошо зарекомендовали себя при работе с детьми дошкольного возраста [5, c. 127].

Методы ТРИЗ-педагогики, включались:

– Принципы решения технических противоречий (дети учатся формулировать проблемы, находить альтернативные решения через творческий поиск).

– Этапы выявления противоречий между целью и средствами их достижения.

– Методы «причина-следствие», «минное поле» и работа с образами для расширения семантики слов.

– Игровые формы: сюжетно-ролевая игра, сценки, инсценировки песен и стихов с включением задач на творческое решение речевых противоречий.

– Диалоги-«мозговые штурмы» адаптированные под возраст: дети предлагают варианты замены слов, улучшающих выразительность и точность речи.

Музыкально-театрализованная деятельность Изучение психологических и педагогических исследований Л. С. Выготского, А. А. Люблинской показало, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять по двум векторам: эмоционально-выразительному и логическому [1].

Занятия включали:

– музыкальные упражнения на артикуляцию и дыхание;

– вокально-ритмические упражнения;

– инсценировки коротких сценок по сказкам и бытовым ситуациям;

– интерактивные игры на развитие речи: повторение, ролевые импровизации с использованием целевых лексических единиц;

– использование реквизита и движений для закрепления лексических и грамматических структур.

Результаты и обсуждение

  1. Фонетика и артикуляция Дети ЭГ показали более значимое улучшение артикуляционных навыков по сравнению с КГ: снижение количества ошибок в произнесении согласных звуков, улучшение плавности произнесения. Влияние структуры заданий с ТРИЗ-подходом способствовало формированию гибких артикуляционных навыков за счёт целенаправленного выбора слов и последовательности задач.
  2. Лексика Активный словарный запас в ЭГ увеличился на 18–22 % за исследуемый период по сравнению с 9–12 % в КГ. Это объясняется задачами по расширению семантики через творческие сценарии, где дети подбирали синонимичные и антонимичные слова, а также оказывались в ситуации необходимости точного подбора термина в контексте сценки.
  3. Грамматика и связная речь У детей ЭГ отмечалось улучшение грамматических форм и структуры высказываний. Появились более сложные предложения, появились конструктивные элементы, такие как придаточные предложения и согласование времен через обсуждение сюжетов. Связная речь стала более логичной и последовательной.
  4. Коммуникативная активность и мотивация Уровень мотивации, вовлечённости и готовности к сотрудничеству повысился заметно в ЭГ. Методы ТРИЗ-этапов стимулировали у детей самостоятельность, инициативу и умение работать в группе.

Практические выводы

– Интеграция элементов ТРИЗ-педагогики в музыкально-театрализованную деятельность эффективна для развития речи у старших дошкольников.

– Преподавателям рекомендуется включать упражнения по формулированию задач и творческим поискам решений, а также структурировать занятия с элементами драматизации и ролевых игр.

– Внедрение методики требует подготовки педагогов в части ТРИЗ-методик, адаптированных под возраст детей, и разработки наборов заданий, связанных с речевой целью.

Заключение

Основные задачи системы образования, которые реализуются сегодня ФГОС имеют общую цель с ТРИЗ — технологией Г.Альтшуллера [4, с. 39]: личностное развитие, готовность к жизни в высоких технологиях, конкурентный мир, формирование у ребенка умений и готовности учиться в течение всей жизни, самостоятельно добывать знания [4, с. 39]

Итоги нашего исследования подтверждают гипотезу о целесообразности применения ТРИЗ-педагогики в рамках музыкально-театрализованных занятий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Реализация программы способствует улучшению артикуляции, расширению лексического запаса, пониманию грамматических конструкций и повышению коммуникативной активности. Рекомендовано распространить методику на другие возрастные группы, а также провести долгосрочные исследования эффекта в динамике школьной адаптации.

Литература:

  1. Л. С. Выготский Мышление и речь, — Издательство «Лабиринт» — М., 1999;
  2. С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии — СПб: Питер, 2000;
  3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994;
  4. Богат В. К вопросу о тризовских занятиях. // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 11. — С. 39-40;
  5. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С. И. Гин. — М. : Феникс, 2010. — 143 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный