Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.04.2022

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Пономарёва, Л. Н. Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ / Л. Н. Пономарёва, И. Г. Рарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90443/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают — это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом» — утверждает ученый-дидакт А. Л. Несмеянов.

В наше время изменения, происходящие в жизни за небольшой отрезок времени, требуют от человека таких качеств, которые способствовали творческому и продуктивному подходу к любым новым идеям. Чтобы быстро и адекватно реагировать на происходящие перемены, человек должен уметь активизировать свой творческий потенциал.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для раскрытия творческого потенциала, поэтому нельзя упустить этот период.

Классическое образование строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но когда он сталкивается с новой, проблемой, то возникает растерянность. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это создать условия для детей, самостоятельно находить ответы на вопросы, решение задачи, проводить анализ, а не повторять за взрослым.

Образовательная деятельность должна быть интересной. Это утверждение — аксиома. Главное для развития личности ребенка — это привлекательные виды детской деятельности, предоставление возможности ребёнку проявить самостоятельность, инициативу, творчество. Система творческих заданий на основе методов и приёмов ТРИЗ является эффективным средством, которое делает образовательный процесс не только качественным, но и увлекательным. Педагоги, использующие ТРИЗ-технологию, главной целью ставят-формирование творческого мышления ребёнка. Принцип ТРИЗ — познать, оценить, изменить.

Могут ли освоить методы ТРИЗ дети дошкольного возраста? Да! Конечно! Творческие способности детей развиваются намного быстрее. Французский психолог Рибо выявил зависимость РТВ (развитие творческого воображения) человека от возраста и назвал, что «5-летние дети — вулканы фантазии».

Применение ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста помогает детям расти настоящими выдумщиками, которые, став взрослыми, будут изобретателями, генераторами новых идей.

Элементы ТРИЗ используются не только в образовательной деятельности, но и в совместной, самостоятельной, режимных моментах. Также можно эффективно использовать в проектной деятельности. Проект начинается с проблемной ситуации, где дети должны найти выход из проблемной ситуации.

Принцип проведения занятий — от простого к сложному. С младшего возраста можно использовать простые игры «На что похожи?», «Хитрые картинки», «Волшебные картинки», «Игра в слова». Важно соблюдать систематичность при проведении игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Задачи-шутки помогают преодолеть инерцию ребёнка и будут гимнастикой для ума.

В соответствии с темой занятия, например, по окружающему миру или развитию речи, подбирается и тема игр и творческих заданий.

Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. В результате появляется новое изобретение. Для этого можно использовать игры «Наоборот», «Хорошо-плохо». В игре «Теремок» — дети выделяют общие признаки и различия, путём сравнения. В игре «Обзывалочки» определяют функцию предмета или явления. А игра «Волшебный ящик» предлагает придумывать — «составлять» новые объекты, придавать им функции и подбирать названия. Таким образом у детей формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира.

Знакомя детей с художественной литературой, с помощью «Волшебного треугольника» можно сочинять сказки. Разбирая задачи в игре «Помоги сказке», дети учатся решать сказочные противоречия. Сочинение загадок способствует умению систематизировать свойства предметов, явлений, составлять модели, подбирать ассоциации…

Работа по системе ТРИЗ проводится постепенно, например, в 4 этапа:

На первом этапе помогаем ребёнку находить и различать противоречия в окружающем мире.

На втором этапе дети учатся фантазировать и изобретать.

На третьем этапе переходим к решению сказочных задач, придумыванию сказок, загадок.

На четвёртом этапе находим выход из разных сложных ситуаций, используя полученные ранее умения.

Основные методы ТРИЗ, используемые в работе с детьми: мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, тризовские игры и т. д.

Игры: «Хорошо-плохо», «Черное-белое», «Вперед-назад» «Паучок плетет паутину». Выбрав объект, находим его положительные и отрицательные качества. Начинать можно уже с детьми средней группы. Сначала сами называем отрицательные качества (плохо), а дети положительные (хорошо).

Используя метод «эмпатии», дети ставят себя на место какого-то объекта. Если собрались мыть руки, спрашиваем детей: «Представьте, что вы мыло, которое сейчас возьмут и будут им мыть руки, что вы почувствуете, о чём подумаете, а может испугаетесь или порадуетесь?». При затруднении детей, то можно сначала самим предложить варианты — мыло не хочет, чтоб его испачкали, или радо, что сможет сделать наши руки чистыми. Представляя себя в образе животных, насекомых, цветов, предметов мебели, одежды, дети предлагают очень интересные варианты.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Используя этот метод рассматриваем прошлое (как, откуда появился), будущее, разбираем детально предмет. Системный оператор начинаем использовать в младшей группе, знакомя детей с предметами ближайшего окружения, игрушками и т. д.

Со средней группы применяется метод фокальных объектов, который помогает снять психологическую инерцию, активно развивать воображение детей. Используя метод фокальных объектов, изменяем или улучшаем выбранный объект; знакомимся с новым объектом, используя его новое определение, сочиняем историю об объекте.

Метод морфологического анализа также способствует снятию инерции мышления и помогает выявить больше вариантов решения предложенной проблемы.

На следующем этапе переходим к методу «Мозгового штурма» Его цель — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.

Это метод решения задач, объединением усилия всего коллектива, эффективность достигается путём развития идей друг друга. Этот метод можно применять каждодневно ежедневно, развивая фантазию, воображение детей, раскрепощая их сознание. Метод демонстрирует детям, что каждая задача может иметь несколько правильных решений, которые будут приемлемы в каких-то своих условиях. Метод учит детей без страха высказывать свои идеи, не боясь мнения окружающих и самим уважительно относиться к чужому мнению, учит критике, но позитивной.

Дальше переходим к решению сказочных задач. В любой сказке обязательно найдутся противоречия между её героями и их нужно разрешить, а для этого нужно выявить и использовать различные ресурсы, но стараясь не изменить сюжет сказки. Но это сразу быстро, конечно не получается и зависит от подготовленности детей.

В результате работы с использованием технологии ТРИЗ у детей повысилась концентрация внимания, уровень понимания речи, навык связной речи, уровень развития изобретательских способностей, мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Прослеживается положительная динамика в развитии памяти, активизации мыслительной деятельности, снятии с детей комплексов, развитии эмоциональной стороны, эмпатии.

Литература:

  1. Кудрякова И. Г., Кузнецова В.В,. Пыстина Л. С «Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром».
  2. Викентьев, И.Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах— Новосибирск, 1992.
  3. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников- Учебное пособие, Ульяновск, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, игра, окружающий мир, воображение детей, морфологический анализ, образовательная деятельность, проблемная ситуация, творческий потенциал, творческое воображение.


Задать вопрос