Ключевые слова: ТРИЗ, связная речь, рассказывание по картине.
Как же стоит вопрос о развитии связной речи в современном дошкольном образовании? Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования речевому развитию дошкольников уделяется большое значение. Развитие связной речи у дошкольников, выступает одной из сторон коммуникационно-речевого развития ребенка. Однако слабо разработанными остаются вопросы внедрения новых технологий в развитие связной речи у дошкольников. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе различные технологии, в частности ТРИЗ.
В своей работе я предполагаю использовать ТРИЗ-технологию для решения проблемы формирования связной речи у дошкольников.
Одним из методов для развития связной речи, которые предлагает нам теория решения изобретательских задач, является работа по составлению рассказа по картине.
Работу по обучению рассказыванию по картине по технологии ТРИЗ я построила в трех направлениях и вовлекла всех участников образовательных отношений.
Первое направление. Работа с детьми. В работе с детьми подготовительной группы я начала использовать систему игровых упражнений с использованием теории решения изобретательских задач, который позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение ребенка основывается на алгоритмах мышления и осуществляется в процессе его совместной деятельности с воспитателем.
Предлагаемая технология ТРИЗ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине:
- «Описательный рассказ».
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
- «Творческое рассказывание по картине (фантазирование)».
Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.
Картину в группу приносила заранее, размещала ее на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительную работу проводила по этапам. Она выглядит как система игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух недель. В пятницу, к концу второй недели, проводится итоговая беседа со всей группой детей.
В работе с детьми можно выделить несколько этапов:
- «Определение объектов на картине»
Цель — формирование у детей умения определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.
Используемые приёмы — «подзорная труба», «бинокль».
- «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель — упражнение детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Используемые приёмы — создание воображаемой ситуации: игра «Сыщики»; герой-волшебник «Объединяй», «Ищу друзей», «Ищу недругов».
- «Составление сравнений, загадок по картине»
Цель — развитие умения составлять загадки, пользуясь моделями составления загадок разработанные А. А. Нестеренко.
- «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Цель — развитие умения составлять рассказы-описания на основе возможного восприятия объекта картины через разные органы чувств.
Используемые приёмы: «вхождение в картину», прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
- «Определение местонахождения объектов на картине»
Цель — обучение детей описывать объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему с позиции постороннего наблюдателя или в роли самого объекта.
Правило этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине».
- «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения»
Цель — упражнение в умении перевоплощаться в объект на картине.
Используемые приёмы: принятие ребенком себя объектом картины и «вхождения» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера, изменять свое настроение во времени.
- «Преобразование объектов во времени»
Цель — развитие умения составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее.
Используемые приёмы — прием перемещения во времени («Машина времени»).
- «Понятие о смысловых характеристиках картины»
Цель — обучение детей подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.
Используемые приёмы — «ромашка мудрости».
По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивала эмблему совершённого мыслительного действия.
На итоговом занятии сообщала детям, что картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними, и предлагала детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.
Как результат работы была создана «Книга рассказов», «Книга загадок» детей.
Второе направление. Работа с родителями. Не остались без внимания и родители. Включение их в процесс развития связной речи у детей реализовывался в разных формах. Вместе с детьми родители создавали «Книгу загадок», «Сказка наизнанку» как результат творческого домашнего задания. Для повышения педагогической компетентности была создана папка передвижка «Развитие речи детей с помощью дидактических игр и упражнений», буклет «ТРИЗ–игры по развитию речи дошкольников».
Третье направление. Работа с педагогами. С целью заинтересовать данной темой и повысить профессиональную компетентность педагогов выступила с сообщением на районном методическом объединении групп дошкольного возраста «Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи детей дошкольного возраста», показала открытое мероприятие для педагогов «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Опытом своей профессиональной деятельности делилась на «Творческой гостиной» в ДОУ.
Год целенаправленной, последовательной, специально организованной работы показали следующие результаты:
Таблица 1
Результаты образовательной деятельности
Уровень |
Образовательная область | |
Речевое развитие, % | ||
С |
М | |
Высокий |
4 |
74 |
Норма |
45 |
22 |
Критический уровень |
38 |
4 |
Возможна патология |
13 |
- |
Теперь:
− Повысился процент детей с высоким уровнем, снизился с критическим уровнем, а также стал отсутствовать процент детей с возможной патологией;
− рассказы детей стали носить творческий, более оригинальный характер;
− дети пытаются правильно выражать свои чувства, свое отношение к явлениям и событиям, стараясь разглядеть в каждом предмете, объекте, разные его стороны;
− у детей идет процесс осмысливание связей между предметами и явлениями, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки;
− ценным показателем является то, что теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчал;
− повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах развития связной речи детей.
Литература:
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
- Актуальные задачи педагогики: Х Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.); [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. — СПб.: Свое издательство, 2019, 68 с.
- Гин А.ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. Издательство: «Вита-ПРЕСС»