Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, А. В. Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ / А. В. Морозова, О. А. Гурьянова, А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11625/ (дата обращения: 23.11.2024).



Многообразие и сложность современной жизни во всех ее проявлениях требует от человека не привычных, шаблонных действий, а творческого подхода к решению все новых и новых проблем. В связи с этим необходимо направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира, формирование представления о его целостности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности — один из принципов дошкольного образования в рамках ФГОС ДО. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи детей. Поэтому создание условий, способствующих развитию познавательно-речевых процессов воспитанников во всех видах деятельности — одна из основных задач педагогов группы для дошкольников с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у дошкольников с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.

Эти особенности детей с ОНР приводят к необходимости поиска особых способов для мотивации познавательной деятельности данной категории дошкольников. Опыт показывает, что умелое использование приемов и методов ТРИЗ при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, образную речь, диалектическое мышление.

Уже третий год наш детский сад участвует в реализации методического комплекса по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» (автор Т. А. Сидорчук), созданного на основе технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Целью работы с методическим комплексом является освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности, через пошаговую схематизацию алгоритмов, позволяющих решать задачи познавательного плана.

Обобщение опыта и тесное взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда способствовало появлению системы работы в условиях логопедической группы.

Принципами построения системы стали:

комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса, предполагающая выделение ведущей лексической темы на определенный временной промежуток (неделя);

‒ концентрическая система коррекционно-развивающей работы, включающая в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической);

‒ четкая последовательность и интенсивность прохождения шагов технологических карт методического комплекса, обеспечивающих динамичность освоения детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности;

‒ цикличность использования в образовательной деятельности дидактических игр, способствующих обеспечению оптимальных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей дошкольника.

В построении нашей системы работы были выделены этапы:

  1. Тематическое планирование, определение познавательно-речевых задач образовательной деятельности;
  2. Создание игротеки с целью реализации содержания по всем лексическим темам;
  3. Организация образовательного процесса в условиях логопедической группы с применением системы компьютерных интерактивных игр, стимулирующих познавательную активность детей с ОНР.

На первом этапе — при перспективном планировании для каждой лексической темы воспитатели и учитель-логопед указали познавательно-речевые задачи текущей недели: коррекционные (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей) и развивающие (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

Эффективным средством обогащения и расширения знаний, умений и навыков, закрепления материала в рамках рассматриваемой темы, формирования умение переносить известные способы действия в новые условия, проявления творчества для дошкольников является дидактическая игра.

Поэтому, перейдя ко второму этапу работы, мы проанализировали условия, созданные в группе для реализации методического комплекса «Я познаю мир»: дидактические пособия, схемы, модели, иллюстрации, игры. Обширный накопленный материал стал основой создания игротеки для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи.

В этой работе мы, ориентируясь на современные требования к повышению качества образовательного процесса, активно используем информационно-коммуникативную технологию. В нашем саду для этого имеются широкие возможности: интерактивная доска, компьютерный класс, ноутбуки. Игры создаются в программах Рower Рoint и Notebook, с точки зрения необходимого эффекта для игрового действия.

Оптимальным оказалось распределение обязанностей между специалистами, в зависимости от владения техническими навыками и опыта работы с ИКТ и ТРИЗ-технологией: один создает медиатеку (картинок, звуков, видеороликов и т. п.), другой конструирует игру, третий контролирует использование моделей, в рамках уровня освоения способов познания.

Сначала педагогами группы были разработаны игры (по каждой лексической теме) с целью обогащения словаря детей с ОНР и формирования понятия имен признаков. Например, цель игры «Из чего сделано?» — формировать умение различать предметы мебели по материалу, различать символ «материал»; развивать умение в образовании относительных прилагательных по лексической теме «Мебель».

Для решения задачи формирования умения составлять описательный рассказ были разработаны алгоритмы по лексическим темам для самостоятельного рассказывания «Составь рассказ об объекте», с использованием модели ЭИЗ («Элемент — Имя признака — Значение признака»).

Идеи, способствующие появлению новых игр в копилке, появляются из разных источников:

‒ знакомство с опытом коллег;

‒ анализ литературы;

‒ обобщение опыта создания авторских настольных дидактических игр педагогами группы.

На 3 этапе работы, разработанные интерактивные игры, стимулирующие познавательную активность детей с ОНР, мы ввели в организацию образовательного процесса. Используем их ежедневно в процессе совместной деятельности педагога (воспитателя, учителя-логопеда) и детей: два раза в неделю (понедельник и среда) в индивидуальной работе, два раза (вторник и четверг) во время фронтальных занятий; и один раз (пятница) в самостоятельной деятельности детей по их выбору.

В настоящее время в плане работы логопедической группы по развитию связной речи старших дошкольников средствами ТРИЗ по всем лексическим темам представлены интерактивные компьютерные игры с использованием разных моделей освоения способов познания. Основой большинства игр является модель ЭИЗ, есть игры на установление причинно-следственных связей, на систематизацию объектов, на реализацию речевых технологий.

Таким образом, использование ТРИЗ и ИКТ в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет педагогам логопедической группы не только идти в ногу со временем, но и значительно повысить эффективность своей работы.

Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая группа, образовательный процесс, общее недоразвитие речи, познавательная деятельность, игра, методический комплекс, образовательная деятельность, познавательная активность детей, ребенок способов, этап работы.