Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 28.08.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Остапенко, Е. Н. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Е. Н. Остапенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117366/ (дата обращения: 15.01.2025).



Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновационных методов включают театральные игры, кукольный театр, использование картинок и комиксов, игровые технологии, музыкально-ритмические занятия и коммуникативные игры. Описаны практические случаи успешного применения этих методов в педагогической практике. Основное внимание уделено созданию интересной и включающей образовательной среды, способствующей развитию речи и повышению самооценки детей.

Ключевые слова: ОНР,формирование связной речи, дошкольники, театральные игры, кукольный театр, картинки, комиксы, игровые технологии, компьютерные программы, музыкально-ритмические занятия, коммуникативные игры, инновационные методы, развитие речи.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. Связная речь представляет собой связное, последовательное и логичное изложение мысли, которое включает в себя владение лексикой, грамматикой и синтаксисом. Этот процесс начинается с самого раннего возраста и играет критическую роль в социализации, когнитивном развитии и дальнейшем обучении ребенка.

Связная речь служит основой для успешного общения и усвоения знаний. Умение ясно выражать свои мысли позволяет ребенку эффективно взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности и желания. Кроме того, развитие связной речи тесно связано с другими аспектами когнитивного развития, такими как память и внимание.

Формирование связной речи проходит несколько основных этапов:

Этап предречевого развития. Сюда относятся гуление, лепет, жесты и другие преднамеренные формы коммуникации, которые начинают развиваться у ребенка уже в первый год жизни.

Этап начальной речевой активности. В этом возрасте (примерно от года до трех лет) ребенок начинает использовать простые слова и фразы для выражения своих потребностей. Важно активно общаться с ребенком, задавать ему вопросы и поощрять его к ответам.

Этап активного усвоения речи. Этот этап наступает в возрасте от трех до семи лет, когда ребенок уже начинает строить сложные предложения и рассказывать простые повествования. Здесь важную роль играют ролевые игры, чтение книг и обсуждение прочитанного.

Для эффективного развития связной речи часто используются различные методы и подходы:

Игра. Ролевые и тематические игры способствуют развитию воображения и речи. Например, игры «в магазин», «в больницу» или «в школу» помогают детям осваивать новые лексические единицы и учатся строить диалоги.

Чтение книг и обсуждение. Совместное чтение книг и последующее обсуждение их содержания помогает развивать не только лексический запас ребенка, но и его умение строить логические цепочки и выражать свои мысли. «Чтение вслух помогает детям расширять словарный запас и учиться строить сложные предложения» [1].

Пение и ритм. Рифмованные тексты и песни способствуют развитию памяти и чувства ритма, что является важным аспектом формирования связной речи.

Взрослые (родители, воспитатели, педагоги) играют ключевую роль в развитии связной речи детей. Они должны быть активными участниками процесса, инициативно общаться с ребенком, поощрять его к разговору, задавать вопросы и поддерживать диалоги. «Поддержка взрослых и их активное участие в процессе общения являются ключевыми факторами развития связной речи у дошкольников» [2].

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста является важнейшей задачей, требующей комплексного подхода. Использование различных методов и средств, а также активное участие взрослых, позволяют обеспечить условия для успешного развития речевых навыков. Это, в свою очередь, становится фундаментом для дальнейшего обучения и успешной социализации ребенка. Как же развивать связную речь у детей с общим недоразвитием речи?

Работа с детьми дошкольного возраста, особенно с теми, кто имеет общее недоразвитие речи (ОНР), требует особого подхода и использования инновационных методов. Мы, как воспитатели, ежедневно сталкиваемся с разнообразными вызовами, но это также открывает нам двери для креативности и применения нестандартных подходов.

Дети с ОНР часто сталкиваются с трудностями в выражении своих мыслей, построении логически связной речи и использовании правильных грамматических конструкций. Эти проблемы не только затрудняют их общение, но и могут привести к снижению самооценки и трудностям в учебе в дальнейшем.

Мы всегда стремимся сделать процесс обучения максимально интересным и включающим. Вот некоторые из методов, которые показали свою эффективность в нашей работе.

Мы заметили, что дети очень любят перевоплощаться в различных персонажей. Поэтому мы часто используем театральные игры и кукольный театр. Дети сочиняют небольшие диалоги для своих персонажей и разыгрывают сцены. Этот метод помогает им легче запоминать новые слова и фразы, а также улучшает навыки построения связного рассказа.

Пример: В одной из наших занятий мы попросили детей создать свой собственный кукольный театр по мотивам известных сказок. Дети самим написали сценки и распределили роли. Это занятие не только вызвало море эмоций, но и дало им возможность практиковаться в составлении предложений и диалогов.

Мы часто используем карточки с изображениями и комиксы для стимулирования развития речи. Дети описывают, что происходит на картинке, придумывают истории по серии изображений или даже создают свои собственные комиксы.

Пример: После просмотра серии картинок на тему «День на ферме», дети придумали коллективный рассказ. Каждый ребенок добавлял свою часть истории, и в результате получился целый рассказ, который мы записали и прочли вместе.

В наше время детей сложно удивить, но использование технологий может превратить обучение в увлекательную игру. Мы интегрируем в обучение специальные программы и приложения, разработанные для развития речи у детей с ОНР. Такие приложения помогают детям повторять правильное произношение слов, строить предложения и даже сочинять небольшие истории.

Пример: Мы используем приложения на интерактивных досках, в которых дети должны собирать слова в предложения, используя предложенные иллюстрации. Такие задания дети выполняют с большим удовольствием, так как это похоже на увлекательную игру.

Музыка и ритм играют важную роль в развитии речи. Мы проводим музыкально-ритмические занятия, где дети поют песенки, читают рифмованные стихи и играют на простых музыкальных инструментах. Такие занятия помогают детям лучше чувствовать ритм языка и улучшать свою интонацию.

Пример: Один из наших любимых уроков — это «Поющая история». Мы выбираем знакомую историю и добавляем в нее музыкальное сопровождение и песни. Дети не только слушают рассказ, но и поют его, повторяя новые слова и фразы.

Коммуникативные игры и задания направлены на развитие навыков общения. Мы создаем ситуации, где детям нужно обсуждать, договариваться, взаимодействовать друг с другом.

Пример: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» позволяет детям практиковать навыки общения. Они распределяют роли покупателя и продавца, ведут диалоги, обсуждают товары. Такая игра не только развлекает, но и учит правильно строить речь и взаимодействовать.

Работа с детьми с ОНР — это всегда вызов, требующий терпения, креативности и знания новейших методик. Наш опыт показывает, что использование нестандартных, увлекательных и интерактивных методов позволяет значительно улучшить результаты в формировании связной речи. Главное — верить в возможности каждого ребенка и находить индивидуальный подход к каждому из них. Мы надеемся, что наш опыт будет полезен другим воспитателям и педагогам, занимающимся развитием речи у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Иванова, А. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2019.
  2. Петров, Б. Г. Основы дошкольной педагогики. СПб.: Издательство СПбГУ, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, дошкольный возраст, игра, развитие речи, кукольный театр, общее недоразвитие речи, когнитивное развитие, связная речь детей, увлекательная игра.


Похожие статьи

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Способы развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Макушкиной

Данная статья посвящена поиску эффективных средств и методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Основное внимание уделено использованию развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Маку...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованных игр

В статье рассматривается уникальная методика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованные игры, применяемая в одном из детских садов. Основное внимание уделяется формированию навыков социального взаимодействия по...

Похожие статьи

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Способы развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Макушкиной

Данная статья посвящена поиску эффективных средств и методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Основное внимание уделено использованию развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Маку...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованных игр

В статье рассматривается уникальная методика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованные игры, применяемая в одном из детских садов. Основное внимание уделяется формированию навыков социального взаимодействия по...

Задать вопрос