Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 902 раза

Библиографическое описание:

Попова, Е. А. Игровой метод «Оживающая картина» для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Е. А. Попова, Т. В. Шеншина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4567/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная система обучения дошкольников с нарушениями речи организуется с учетом вариативности форм и видов речевой патологии, на основании уровня личностного и психофизического развития воспитанников. Организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения, объединенными в группы компенсирующей направленности, формирует всесторонне гармоническое развитие дошкольника через коррекционное, образовательное, развивающее, воспитательное направление.

Педагог дошкольного учреждения, опираясь в работе на ФГОС ДО, учитывает «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» [1]. У детей 5–6 лет с диагнозом ОНР страдает речевая активность во всех ее проявлениях (фонетика, лексика, грамматика), что не позволяют ребенку достаточно выразить свои желания, мысли и чувства. Дошкольники становятся неконтактными, снижается познавательный интерес, у многих проявляется нестабильность эмоционально-волевой сферы. Фундаментальная научная база дает педагогам дошкольного учреждения право выбора для определения структуры, содержания коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия. Программа Нищевой Н. Г. предлагает выстроить систему коррекционно-развивающей работы через полное взаимодействие всех специалистов детского учреждения и вовлечение родителей дошкольников в образовательно-воспитательный процесс. Коррекционно-развивающая работа в дошкольных учреждения строится на взаимодействии логопеда, педагога-психолога и воспитателей в процессе воспитательно-образовательной деятельности детей, для активной реализации речевой и психических функций детей с нарушениями звукопроизношения.

Изучение синтеза развития научно-педагогических знаний и всестороннее внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет коллективу педагогов предлагать собственные формы и методы получения образования детьми с нарушениями речи. Предлагаем познакомиться с методом «оживающая картина», который используется в логопедической работе с детьми 5–6лет

Дети, посещающие коррекционные речевые группы, с основным диагнозом ОНР имеют ряд сопутствующих заболеваний, которые требуют соблюдения щадящего режима образовательной деятельности, четкой систематизации нагрузок и чередования видов деятельности. Исследования Е. С. Слепович, Г. Р. Шашкина, Л. П. Зерновой говорят о том, что дети с ОНР склонны к истощаемости внимания и воспитателю необходимо удержать внимание дошколят в образовательной деятельности. Восприятие детьми информационного материала на занятиях и в свободной деятельности находится на разных уровнях и имеет разную основу: речеслуховую, зрительную или тактильную, поэтому мы ставим задачу использовать методику, объединяющую в игровой форме, разнообразие видов деятельности. Задача педагогов дошкольного учреждения в чередовании заданий, разных по своей мотивации, характеру и активности. Работа построена с сюжетными картинами разнообразной тематики, которые представлены на электронных носителях в сопровождении аудиофайлов (звуки природы, звуки города, голоса животных и птиц, детские песни и классический музыкальный материал). К каждой картине подобран и игровой материал (развивающие компьютерные игры), предложены игры-этюды и упражнение на эмоционально-волевую сферу ребенка.

Знакомство с картиной происходит по определенной схеме, каждая часть может быть представлена как в свободной деятельности, так и на занятиях. Сначала, представив картину, проводится описательная работа: общий сюжет, элементы, взаимосвязь частей картины, вводим новые слова и понятия. Использование компьютерных технологий помогает приблизить какую-либо часть картины, посмотреть и описать отдельных героев. Итогом такой работы становится диалог вопрос-ответ с записью ответов детей, из которых получается текст по сюжету картины. Для детей с ОНР постоянные речевые повторения имеют огромное значения, поэтому, чем чаще мы будем заслушивать рассказы детей, тем с каждым разом образец будет наполняться новыми эпитетами, речевыми характеристиками.

Имея основную базу, дети начинают придумывать или творить:

– новый или измененный сюжет картины,

– оживление героев (имена, настроение), что с ними произошло вчера, зимой, что будет завтра,

– озвучивание картины (диалоги и монологи),

– смена героев картины на других, перенос сюжета картины в подводное царство, на другую планету и т. д.

Детям дошкольного возраста очень интересна работа, построенная на вопросе «А что если…?», ИКТ-технологии — хороший помощник в этой работе. Измените: время года, время суток, измените цветовую гамму картины, поделите картину на части, покажите часть картины и придумайте новый сюжет.

К каждой картине подобраны тематически связанные подвижные и психолого-педагогические игры (блок любимых игр). Эти игры проводятся и закрепляются на занятиях с педагогом-психологом. Занятия не только связаны с сюжетом картины, но и наполнены играми-этюдами, игровыми ситуациями, и эмоциональными зарисовками.

Большой блок в работе с картиной посвящен музыкально-звуковому анализу. Совместно с музыкальным руководителем подобрана аудио характеристика картин, звукоподражания, классическая музыка разнообразных жанров и направлений, подборка детских песен. Создана тематическая картотека пословиц, поговорок, чистоговорок и пальчиковых игр, позволяющих разнообразить работу с картиной. Представлен материал, который связан с жизнедеятельностью дошкольников в этой теме (фото домашних животных, сезонные фото дошкольного учреждения, семейные фото, записи голосов мам, самих детей, домашние и садовские видеозаписи), именно так мы стараемся приобщить детей к работе с «живой картиной», приблизить ее содержание к жизни ребенка, вызвать положительный эмоциональный фон.

Особое внимание уделено логопедической работе, которая прописана в программе Нищевой, и предлагает игровой материал по решению разных речевых проблем. Речевые игры в работе с картинами широко представлены в методическом пособии «Технологии развития связной речи» Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н.: игра с «подзорной трубой», «Кто в кружочке живет?», «Ищу родственников», «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи», «Подбери такое же по цвету», «Да — Нет» и многое другое, где игровые методы обучения переплетаются с адаптированными методами развития воображения элементами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Предлагаем детям заняться поисковой деятельностью: найдите предметы в группе, изображенные на картине, найдите, что в группе такого же цвета как на картине … Пусть ребята самостоятельно найдут эти элементы и объяснят причину выбора. Можно предложить ребенку посчитать, сравнить, определить местоположение (справа, слева, над, под), подобрать геометрическую характеристику, выложить картину схематично на коврографе.

Классическим итогом данной работы может стать оживление картины, известная методика театрализованного характера, распределите роли, создайте атмосферу картины, выберите мимику, позы и повторите сюжет картины.

Приведем пример использования данной методики на занятии по ПДД.

Ход занятия

  1. Звучит аудиозапись: звук шумной улицы. Дети определяют, что будет изображено на картине.
  2. Рассматривание картины «На перекрестке» и беседа по ней.
  3. Игра-представление: «Я — водитель трамвая», «Я перехожу улицу» и т. д.
  4. Игра «Транспорт». Дети выбирают игрушки, которые соответствуют картине, сравнивают, считают их, обобщают подгрупповые понятия: воздушный, наземный, водный транспорт.
  5. Этюд «На шумной улице» (речевая игра-подражание)
  6. Подвижная игра «Да»-«Нет» Если вы отвечаете «Да» — подпрыгивайте на месте, а если «Нет» – приседайте, обхватив ноги руками.
  7. Логопедические игры по программе Нищевой (с мячом «Назови ласково», игровые упражнения «Есть — нет», назови слова со звуком «,,”,).
  8. Игровая ситуация «Поездка на автобусе»
  9. Игра с подзорной трубой (интерактивная) Что здесь было?
  10. Игра «А что если…?» (интерактивная игра).

Использование метода «Оживающая картина» способствует повышению качества образовательного процесса, на что указывают результаты диагностики, – у воспитанников повысилась мотивация к речевой и познавательной деятельности.

Литература:

  1. Т. А. СИДОРЧУК, А. Б. КУЗНЕЦОВА Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. — М., 1989г.
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, ребенок, дошкольное учреждение, игра, работа, сюжет картины, игровой материал, логопедическая работа, образовательная деятельность, образовательный процесс.

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «В поисках цифр»

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «В поисках цифр»

Игровая технология «синквейн» в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Задать вопрос