Данная статья посвящена поиску эффективных средств и методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Основное внимание уделено использованию развивающих игр В. В. Воскобовича и сказкотерапии С. Макушкиной. Рассматриваются особенности применения этих методик для коррекции речевых нарушений, а также их влияние на общее развитие детей. Приводятся примеры практических занятий и анализируются результаты работы с детьми, демонстрирующие положительные изменения в развитии речи.
Ключевые слова: развивающие игры, сказкотерапия, общее недоразвитие речи
Любое нарушение речи у ребенка требует особого внимания и подхода к его обучению. В данное время количество детей с общим недоразвитием речи существенно выросло, в связи с тем, что изменился темп жизни, люди спешат на работу, дети много времени проводят в дошкольных учреждениях, в итоге выхолит так, что родители мало уделяют внимания своим детям. Так же, имеет значение увеличение использования детьми гаджетов.
Сегодня в МБДОУ д/с № 47 г.Белгорода диагноз «общее недоразвитие речи» имеют 30 детей старшего дошкольного возраста. Общее недоразвитие речи (ОНР) затрагивает все стороны речи (звуковую, лексико-грамматическую, семантическую), но при этом у детей нормальный интеллект и полноценный слух. Проявляется ОНР по — разному, в зависимости от уровня несформированности компонентов речевой системы. Есть дети с полным отсутствием речи, а есть полноценное вербальное общение, но имеются некоторые проблемы.
Основные характеристики детей с ОНР:
- Фонематические: проблемы с произношением звуков, замена одних звуков другими, пропуски звуков.
- Лексические: ограниченный словарный запас, трудности с подбором нужных слов, использование простых слов вместо сложных.
- Грамматические: нарушения согласования слов в предложениях, неправильное употребление падежей, родов, чисел.
- Трудности связной речи: проблемы в построении предложений, рассказывании историй, составлении логических цепочек.
Проявления общего недоразвития речи зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и варьируются от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Дети с ОНР имеют трудности в правильном построении предложений, они часто используют простые и короткие фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями, так как построение сложных предложений для них является достаточно трудной задачей. Так же у детей могут быть нарушения в логике повествования текста, так как дети с ОНР не проводят аналогий и логических цепочек. Типичным для ОНР является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий. Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
Общее недоразвитие речи выявляется у дошкольников в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения. Все структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом.
Образовательная программа ДОУ предусматривает развитие всех сторон речи дошкольников. Реализуемая в группах компенсирующей направленности адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования в МБДОУ д/с № 47г.Белгород дополнена содержательным разделом о коррекционно-развивающей работе, направленной на квалифицированную коррекцию недостатков речевого развития детей, а также психологическую, моторно-двигательную деятельность и профилактику потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом. Данная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на качественное устранение нарушений речи у дошкольников. Определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, должно учитывать структуру дефекта и включать обоснованное привлечение комплексных и парциальных программ, методических и дидактических материалов, а также других содержательных ресурсов, предназначенных для работы с детьми с речевыми нарушениями и сопутствующими проявлениями в общей структуре дефекта.
В современной системе дошкольного образования наряду с сохранением лучших практик осуществляется поиск новых форм и методов развития и коррекции развития детей дошкольного возраста.
Развивающие игры В. В. Воскобовича вошли в практику работы детских садов и активно используются педагогами с 90-х годов XX века. Интерес к ним вызван, прежде всего, оригинальностью решения задач, заложенным в игру творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. Авторская технология В. В. Воскобовича интегрирует сразу несколько «классических» технологий: развивающее обучение, игровые технологии, элементы теории решения изобретательских задач, элементы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (работа в парах, командная работа), информационно-коммуникативные технологии. Использование технологии В. В. Воскобовича позволяет создать увлекательную и эффективную среду для достижения поставленных целей, делая процесс приобщения к духовно-нравственным ценностям естественным и органичным для детей дошкольного возраста.
Метод сказкотерапии как нельзя лучше сочетается с технологией В. В. Воскобовича, так как позволяет создать комплексную систему духовно-нравственного воспитания через сказочную игру. Методика Макушиной предполагает использование сказок как инструмента для коррекции речевых и поведенческих нарушений у детей. Она включает следующие этапы: Выбор сказки, чтение текста вслух, обсуждение сказки, творческая деятельность, анализ и рефлексия. Сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с ОНР, так как она помогает не только развивать речевые навыки, но и решать психологические проблемы, улучшать социальные навыки и стимулировать творчество. Методика Макушиной предлагает структурированный подход к использованию сказок в коррекционной работе, что делает ее особенно полезной для педагогов и психологов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения. Технологии В. В. Воскобовича активно используются нами в работе с детьми, имеющими нарушения речи. В своей работе мы используем следующие игры и пособия: «Коврограф Ларчик», «Геоконт», «Игровизор», «Чудо-крестики», «Сказочные образы», «Прозрачный квадрат». Каждое из данных пособий было адаптировано нами для решения задач духовно-нравственного воспитания и развития речи детей. Данные методики позволяют не только развивать речевые навыки, но и формировать целостную личность, способную к самостоятельному мышлению и творчеству. Кроме этого, мы разработали систему интеграции традиционных ценностей в игровые сюжеты: создание тематических историй на основе сказочных персонажей Воскобовича, иллюстрирующих нравственные ценности. Разработка специальных заданий на «Коврографе Ларчик», связанных с решением нравственных дилемм. Использование «Геоконта» для создания символических изображений, отражающих понятия добра, дружбы, взаимопомощи. Применение «Игровизора» для рисования ситуаций, требующих нравственного выбора. Примеры адаптации игр под задачи духовно-нравственного воспитания: «Путешествие по Фиолетовому лесу» — комплексная задача, в ходе которой дети помогают сказочным героям, проявляя доброту, смелость, честность. Творческие задания помогают детям выражать свои мысли и чувства, что важно для развития связной речи. Игры В. В. Воскобовича направлены не только на речевое развитие дошкольников, но также способствуют активному развитию мелкой моторики, воображения, мышления, что крайне важно при коррекции общего нарушения речи.
Использование игр В. В. Воскобовича позволило решать следующие задачи: развитие пассивного и активного словаря, формирование звуковой культуры речи дошкольников, развитие понимания речи, развитие связной речи от простых фраз к диалогу.
В результате освоения данной технологии ребёнок овладеет различными компетенциями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, такими как: произвольность внимания, планирование своей деятельности, ориентировка в пространстве, развитие диалогической и монологической речи, нравственные и эстетические категории (добро и зло, комплекс технических навыков и умений, необходимых для реализации сюжета сказки)
Высокий образовательный и развивающий потенциал игровых пособий В. В. Воскобовича, возможность многоцелевого использования при правильном, с методической точки зрения, подходе позволяют добиться стабильных результатов в речевом развитии старших дошкольников с ОНР.
Литература:
- Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. — Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018.
- Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. А. Вакуленко, О. М. Вотиновой. — Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.
- Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии: Учебное пособие / О. С. Орлова, Т. В. Туманова. — М.: Эскимо, 2015.
- Макушкина С. В. «Умные игры в добрых сказках» парциальная программа. Спб, 2017.