Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры
Авторы: Ерёменко Светлана Владимировна, Курка Ирина Юрьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.10.2020
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Ерёменко, С. В. Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры / С. В. Ерёменко, И. Ю. Курка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5654/ (дата обращения: 17.12.2024).
Театрализованная игра в психолого- педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой — средство развития. Коррекционно- развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, на основе использования театральных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по разным разделам программы. Комплексность таких занятий достигается за счёт чёткого взаимодействия и согласованности как специалистов, так и деятельности в целом. В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи. У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития и нарушение речи. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР предусматривает включение ребёнка в разные виды игровой деятельности в специально созданных условиях. Использование различных игр и игровых упражнений позволяют стимулировать двигательную активность ребёнка, совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию движений рук и ног, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать познавательную активность и основные познавательные процессы (восприятие, речь, мышление, память, внимание, воображение), эмоционально- волевую сферу, формировать качества личности. Важной предпосылкой для развития связной речи и развития познавательных процессов является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в который у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. На наш взгляд такие ситуации можно моделировать в театральной игре. И как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, обогащают словарный запас, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. В организованной образовательной деятельности и в индивидуальной образовательной деятельности с детьми включаются различные виды театрализованных игр: имитация, пантомимы, пальчиковый театр, драматизации стихов, сказок.
Подборка игр и упражнений для занятий, развлечений, драматизаций основывается на лексических темах.
Например; при изучении темы «Овощи — фрукты» игра «Обобщение и классификация» Цель: развитие словаря, мышления, памяти, зрительного восприятия.
Растут на грядке в огороде, используется в пище (Овощи)
Растут на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие (Фрукты)
Игра «Что общего у предметов?» Цель: развитие словаря, памяти, зрительного восприятия, формирование мышления. Оборудование: предметные картинки.
Огурец и помидор (овощи); Малина и клубника. (Ягоды) и т. д.
Детям ненавязчиво предлагают игры для развития внимания «Чего не стало?», «Что лишнее?»; для развития памяти — «Запомни и назови овощи и фрукты»; на координацию движений используется пантомимы «Завяли овощи и фрукты»; для мелкой моторики — пальчиковые игры («Мы капусту рубим»); драматизация сказки «Репка», все движения сопровождаются речью.
При изучении темы «Осень» проводятся осенние хороводы: «Здравствуй, осень», «Скворушка прощается», где сочетаются движения и речь, формируется диалоговая речь, развивается общая моторика. В игре —драматизации «Грибы» дети исполняют роли грибов как в предварительной работе, так и в игре детей знакомятся с тем, какие грибы съедобные, а какие есть нельзя, обогащается словарный запас по данной теме. Вместе с музыкальным руководителем проводятся музыкально-игровые занятия «В гости к осени», закрепляются знания детей о признаках осени, развивается лексико-грамматическая сторона речи (образование, согласование слов ) , развивается мелкая моторика рук, общая моторика (упражнение «Капля раз»), развивается речевое дыхание (упражнение «Насос», «Ау!»), дети учатся входить в образ предметов с помощью жестов, эмоций, мимики.
При изучении темы «Мебель» детям можно рассказать сказку «Три медведя».
Дети учатся эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, имитируя голоса медведей, их походку, мимику. Формируется восприятие величины: дети раскладывают медведей по росту, мебель, посуду по размеру. Развивается речь: сказку инсценируют по ролям, проигрывают на фланелеграфе, каждый ребёнок может попробовать себя в роли медведя или Мишутки. В целях развития мышления детям предлагается сказку смоделировать. Герои сказки изображаются геометрическими фигурами: девочка — треугольник или круг, медведи — прямоугольники разной высоты, домик — треугольник и квадрат и т. д. С целью развития слухового восприятия используется игра «Узнай голос»: дети изменяют тембр голоса, в зависимости от того, чей голос должен звучать (медведей или Мишутки)
При знакомстве детей с дикими животными используются в речи лексико-грамматические конструкции, притяжательные прилагательные. Например; волк — волчий, лиса — лисий.
Игра «Четвёртый лишний» развивает активный и пассивный словарь детей, формирует мышление, память, зрительное восприятие. Например; лиса, волк, собака, заяц.
Усложнив цель, можно использовать игру по картинкам «Отгадай загадки» (выбрать нужную из несколько картинок животных). Например:
Явысокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф)
Я маленький, шустрый, серый бываю белым, с длинными ушами (заяц)
Мой папа волк, мама — волчица, а я …(волчонок).
Используются загадки о животных и при приёме моделирования и инсценирования сказок «Колобок», «Теремок», где каждый персонаж изображается пиктограммой, а дети должны соотнести животное с символом. В целях развития внимания, памяти, восприятия рекомендуем игры «Целое из частей», «Зоологическое лото», «Чем похожи животные?», «Запомни и назови». В целях обучения рассказыванию дети могут представить себя животным и рассказать о себе, а также придумать загадку. Очень нравится детям театр, нравится выполнять роль как кукловода, так и зрителя. Использование разных видов театра (настольный, би-ба-бо, теневой, театр на фланелеграфе, пальчиковый...) способствует разностороннему коррекционному развитию детей. Очень часто на занятиях используются мультимедийные технологии. Любая картинка в компьютере как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребёнка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Мультимедийные технологии помогают процессу обучения детей различным видам рассказывания. С помощью мультимедийных технологий можно подвести ребёнка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Помогает реализовать сразу несколько задач: обогащение словаря ребёнка и формирование у него грамматических категорий, развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию, развитие психических процессов, формирование пространственно-временных представлений.
Театрализованные виды деятельности используются не только на занятиях по ознакомлению с окружающим, но и на других. На занятиях по математике используются сказки. Дети считают героев сказки, атрибуты, при этом закрепляется количественный и порядковый счёт, пространственные и величинные понятия, составляются и решаются задачки.
Для развития мыслительной, конструктивной деятельности используется сказка «Заюшкина избушка». Дети рассказывают сказку в лицах, говорят, кто пришёл первый, второй, кто лишний и почему (если дать логическую задачку по теме «Дикие животные»). Можно использовать приём: придумай свой конец сказки: «Почему лиса выгнала зайца, что нужно сделать, чтобы этого не произошло?». Подключая коррекционную задачу по развитию мелкой моторики предлагаем построить домики из палочек, опираясь на образец. На развитие слухового восприятия предлагается задание отсчитать на слух шаги медведя, лисы, зайца. На развитие координации движений, эмоций — упражнение «Пройди как медведь, лиса, петух».
Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии подтверждает предположение о целесообразности применения театрализованных игр в коррекционно-воспитательном процессе: в развитие речи, познавательных процессов и особенно в развитии эмоционально-волевой сферы.
Театрализованная деятельность создаёт такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно для дальнейшей учебной деятельности: отвечать на уроке в школе, не стеснятся публичных выступлений, быть уверенными в себе.
Использование театральной игры как средства коррекции, разностороннего развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья перспективно и позволяет создать условия их всестороннего развития. Об этом свидетельствует опыт нашей работы с детьми.
Литература:
- Дробинская А. О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. — М.: Школьная Пресса, 2005.
- Стребелева Е. А. Коррекционно — развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. –М.: Гуманитар. Изд. центр. ВЛАДОС, 2008.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры — занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. –СПб.: «Союз», 2001.
- Маханёва М,Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.-М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
- Михайлова М. А. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / под ред. Зарина А. П.-СПб.,1994.