Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача обучения родному языку и развитие речи. В этом направлении во всех, без исключения, программах воспитания и обучения детей в ДОУ определены задачи по развитию связной речи дошкольников и совершенствованию всех видов игр с учетом возраста детей, а также раскрыты возможности для применения разнообразных игр (в том числе театрализованных) для общего развития дошкольников. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения- одна из главных задач детского сада.
По определению С. Л. Рубинштейна, «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления.
Общая задача развития речи у детей дошкольного возраста состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) и монологической связной речи, воспитания интереса к художественному слову. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным для него является умение построить связное выказывание. Развитие связной речи (монологической и диалогической) проводится как во время образовательной деятельности, в процессе пересказа художественных произведений, составления связных рассказов по картинкам и др., так и во время свободного общения детей с педагогом и сверстниками, а также в играх.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых средств и методов обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из видов игр дошкольников является театрализованная игра, в процессе которой активно формируется связная речь.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как «действенное средство всестороннего развития детей». (1,166). В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества, в своеобразной форме отражается жизнь людей, их обычаи, характер деятельности и т. д. В театрализованной игре дошкольники постигают окружающий мир, знакомятся с традициями народов мира. Театрализованные игры и игры драматизации способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи — словаря, грамматического строя, помогают усвоить богатство родного языка, его выразительные средства.
В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» психолог Л. С. Выготский называет «драматизацию, или театральную постановку» самым частым и распространенным видом детского творчества, так как «драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых (2, 61).
Как считает Л. С. Выготский, театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность. Желание детей поиграть в сказку, доставляет радость и удивление, что, несомненно, является источником творчества ребенка(2,61). Являясь источником развития чувств и глубоких переживаний ребенка, театрализованная игра формирует эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, которому доступно сопереживание и способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер, что открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии ребенка. Благодаря театрализованной игре у дошкольника зарождаются и развиваются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.
Театрализованные игры играют большую роль в формировании у дошкольников коммуникативных навыков, они являются эффективным средством их социализации за счет «осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятный условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия» (1,24). В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения — необходимое условие адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение поступков человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой и т. д.(4,6). Наконец, «театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка» (1,25).
Исследователь И. Г. Вечканова отмечает «неоценимое значение театрализованной игры для эстетического развития детей»(4,8). По мнению Л.С Выготского, эстетическое восприятие детей во время театрализованных игр «не сводится к пассивной констатации известных фактов» (2, 64). Развивая эту мысль, И. Г. Вечканова подчеркивает специфику театрализованной игры как особого вида игровой деятельности: она позволяет не только знакомить с законами природы, но и формировать умение отличать мир представления, воображения от действительности, реального мира(4,5). Особую роль в этом процессе играет художественное произведение — источник и одновременно материал для детских игр-драматизаций. Как пишет И. Г. Вечканова, «в определенный момент в результате воспитания эстетическое восприятие дает толчок развитию творческой деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ» (4,9).
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое и т. д. Это объясняется тем, что театрализованная игра — всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец и изобразительное искусство. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Поэтому, по мнению авторов «Дошкольной педагогики» С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, «возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки» (5, 305).
Е.Белоус утверждает, что театрализованные игры способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи дошкольников — словаря, грамматического строя, связной речи, помогают овладеть богатством родного языка, его выразительными средствами. (6,66).
У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности. Так, основной целью работы с детьми младшего дошкольного возраста является формирования интереса к театрализованным играм, складывающегося в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого образа в игре-драматизации.
К старшему дошкольному возрасту происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игр-драматизаций и режиссерской театрализованной игры. Этот процесс состоит в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений (3, 31). У них усложняются тексты для постановок, которые отличаются более глубоким нравственным смыслом и скрытым подтекстом. В театрализованной игре используются русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения з азбуки Л. Н. Толстого, басни И. А. Крылова, небольшие сказки Г. Х. Андерсена, юмористические рассказы Н. Носова и др.
В этой связи важным аспектом деятельности педагога является расширение игрового опята за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включен ребенок.
О. Акулова систему работы по развитию театрализованной игры делит на три этапа.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (3,25). Определены цели работы, сюда входит — обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения; образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию детей; работа над художественными средствами произведения изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием произведения. В этой работе проводится ознакомление с текстом (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения и др.).
На втором этапе появляется развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды.
Третий этап связан, по утверждению О. Акуловой, с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Эта работа может реализовываться в процессе изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений) (3,32). Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в различных видах творчества, источником самоутверждения его в группе сверстников. При этом жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшается диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит дошкольника перед необходимостью изъясняться ясно, четко и понятно (7,112).
Театрализованные игры способствуют развитию монологической речи. Эта работа тесно связана с обучением разнообразным приемам пересказа детьми тех произведений, которые им рекомендованы. Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную монологическую (и диалогическую, если это пересказ в лицах) речь детей (8,6–7).Пересказывая художественный текст, на основе которого будет строиться игра-драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка (сравнения, олицетворения, метафоры, синонимы, антонимы и др.).
О. Сафонова считает, что активизации речи детей в игре способствует «возможность перевоплощаться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов и др». Если в начале обучения разыгрываются лишь отдельные эпизоды сказки, то к концу дошкольного детства можно инсценировать сказку полностью. И здесь «дети могут сами проявлять инициативу, приняв на себя понравившуюся роль и разыграв действие без помощи педагога» (9,57).
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что театрализованная игра — один из самых эффективных способов развивающего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Литература:
- Новоселова С. Л. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. — М.:Просвещение,1989.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 61–64с.
- Акулова О. Театрализованные игры / О.Акулова.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — 24–25с.
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова. — СПб.: КАРО, 2006. -5–10с.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.:Академия,2002.305с.
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности /Е.Белоус //Дошкольное воспитание.2009. — № 7.66–70с.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Е. С. Слепович. — М.: Просвещение 1989. 112с.
- Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. 6–7 с.
- Смирнов Е. Влияние кукольного театра на развитие детей / Е.Смирнов // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 6. 81–83с.