Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий
Авторы: Алшинбекова Гульназия Канагатовна, Ыбытаева Арайлым Касеновна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)
Дата публикации: 18.05.2020
Статья просмотрена: 946 раз
Библиографическое описание:
Алшинбекова, Г. К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий / Г. К. Алшинбекова, А. К. Ыбытаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15853/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы пытаются найти новые инновационные технологий для развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речь, технологии, школьники
Язык — это социально оформленная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе и служащая важнейшим средством коммуникации. «Язык — это собственность неделимого целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, от века к веку, она хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихоти частных желаний не может стать ни богаче, ни беднее — ни умножаться, ни расточаться ”. М. Р. Львова в пособии «Методика развития речи младших школьников» сформулированы «общие задачи педагога по развитию речи учащихся».:
а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие взрослой речи, чтение книг, прослушивание радио и т. д.;
б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развить их интересы, потребности и возможности для самостоятельной речи, в целом обеспечить речевую практику учащихся;
в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного объема лексики, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать использование слов, формообразование, построение конструкций, обеспечить формирование специфических умений в области речевого развития;
г) проводить постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произношение, лексика, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи [1, с. 35].
Из истории развития методики обучения связной речи. Обращение к проблеме развития связной речи учащихся наблюдается уже в самом начале развития методологии русского языка как науки — в середине XIX века. Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от их уровня владения связной речью.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, обоснованно и логично высказывать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием написания программных презентаций и рефератов является достаточно высокий уровень развития связной речи учащегося.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитого, но неохотно берутся за составление рассказов на заданную тему. В основном это происходит не потому, что знания ребенка по этому вопросу недостаточны, а потому, что он не может сформулировать их в связные речевые высказывания. Таким образом, развитие связной речи у детей с ОНР представляет собой сложный процесс, требующий применения специальных методических приемов, что сделало данную проблему актуальной. Мы ставим перед собой цель совершенствования традиционных методов и приемов работы по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
При обучении детей с ОНР написанию рассказов используется один из новых методов работы — Использование компьютерных презентаций.
Компьютерные презентации дают логопеду широкие возможности использовать метод визуального моделирования при подготовке дошкольниками описательных рассказов. Направленные презентации:
− расширить, уточнить и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающей среде в рамках изучаемых лексических тем: «зима”, “весна”, “осень”, “лето”, “цветы”, «птицы».
− совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предметах и предметах, рассказы из картины и серии картин в соответствии с этим планом.
− формирование умения сочинять истории из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.
− воспитывать интерес, желание реализовать свои творческие способности [2, с. 88].
В развитии навыка сочинения историй большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить инструментом и программой для анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Картинно-графический план также необходим для рассказа, основанного на сюжетной картине. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию», изображенную на картинке, продумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В данном случае интересен такой прием, как фрагментация картинки. Детям раздаются карточки с фрагментами рисунка, и им предлагается внести свои предложения, затем выводится большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. В то же время можно использовать и компьютерные презентации.
Особый тип связного высказывания — это повествовательные описания пейзажной живописи. Такая история особенно трудна для детей. Если при пересказе и составлении сюжета на основе сюжетной картины основными элементами визуальной модели являются персонажи-живые объекты, то в пейзажных картинах они отсутствуют или несут вторичную смысловую нагрузку. В этом случае объекты природы являются объектами истории. Поскольку они обычно носят статический характер, особое внимание уделяется описанию качеств этих объектов. Работа над такими картинами строится в несколько этапов:
− выделение значимых объектов изображения;
− рассмотрение их и детальное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
− определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
− объединение мини-историй в единый сюжет [3, с. 56].
В качестве подготовительного упражнения в формировании навыка составления сюжета из пейзажной картины можно рекомендовать работу с пособием «пережить картину заново». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа, основанного на сюжетной картине, к рассказу, основанному на пейзажной картине. “Живые существа " легко накладываются и удаляются, могут быть включены в разные ландшафтные композиции, различные живые объекты могут присутствовать в одном ландшафте, что позволяет использовать минимальное количество визуального материала для достижения вариативности детских рассказов в одной ландшафтной композиции.
Таким образом, используя схемы-модули, можно добиться следующих результатов:
− появляется желание пересказывать тексты, придумывать истории, интересные сюжеты;
− есть интерес к запоминанию стихов, детских книжек, загадок;
− обогащается словарный запас, развивается связная речь [4, с. 115].
Постепенно осваивая все виды связных высказываний с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно использовать различные типы грамматически правильно сформированных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языка текста в активной речи, что обеспечивает успешность детей в школе.
Литература:
- Архипова Е. В. К вопросу об уроке развития речи в начальной школе / / начальная школа, 2000.
- Речевое развитие детей младшего школьного возраста / СБ. статьи под редакцией Н. С. Рождественского. — М., 1970.
- Тихеева. Е. И. Развитие детской речи. — М., 1985.
- Выготский И. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1996.
Похожие статьи
Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.
Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.
Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...
Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи
Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.
Похожие статьи
Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.
Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.
Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...
Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи
Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.