В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Показано, что обучение с помощью инновационных технологий обеспечивает и ускоряет процесс речевого развития каждого ребенка, а значит, способствует повышению качества образования. В представленной публикации поднимается вопрос о сущности и классификации инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: инновационные технологии, речевое развитие, дошкольный возраст.
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит основная проблема — формирование у детей речевых навыков. Воспитатели должны создавать условия, в которых дошкольники смогут свободно овладевать разговорной речью, поэтому необходим поиск эффективных методов и приемов обучения, дающих возможность любому ребенку проявить себя в речевой деятельности. С каждым днем становится актуальным внедрение в обучение дошкольников инновационных технологий, способствующих развитию речи, формированию мышления, совершенствованию гибкости памяти, воображения.
Современные ученые в области развития речи. М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно-деятельностного подхода.
В условиях реализации ФГОС принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детские исследования, работы, экспериментирования), без перевода ее в учебную форму и методы воздействия. Это требует новых технологий развития речи дошкольников.
Инновационные технологии — это новые способы, методы и приемы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Так с этим внедрение появляются следующие инновационные технологии: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн.
Во-первых, необходимо рассмотреть такую технологию как мнемотехника. Смысл слов «мнемоника» и «мнемотехника» означает одно и то же — технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) [5, с. 5]. Также эту технику использовал Цицерон для запоминания своей речи. Он выстраивал определенный путь по комнатам, соединяя различные изречения с предметами или местами. Это помогло запомнить их при выступлении перед публикой, уже пройдя этот путь в голове, собирая «разложенные» по местам факты и слова.
Мнемотехника представляет собой систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет создания дополнительных ассоциаций. Такие приемы имеют особое значение для дошкольников, поскольку визуальный материал усваивается значительно лучше, чем словесный [5, с. 5].
В грамматике дошкольников часто встречаются ошибки, к ним относится неправильное употребление предлогов и окончаний в падежах. Эти недостатки исчезают с возрастом. Взрослые играют важную роль в устранении этих ошибок. Использование мнемотехники способствует развитию речи детей. Ученые дают ему разные названия. В. К. Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко — предметно-схемные модели, Т. В. Большева — коллаж, Л. Н. Ефименкова — схема составления рассказа [1, с. 86].
Особенности технологии заключаются в использовании не изображаемого предмета, а знаков с целью опосредованного запоминания. Это значительно упрощает подбор и усвоение слов для дошкольников. Знаки максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, домашних животных обозначается дом.
Мнемотехника всегда создается на основе работы от простого к сложному. Приступать к работе нужно, начиная с простых мнемонических квадратов, затем переходя к мнемоническим дорожкам, а затем и к мнемотаблицам, ведь у дошкольников в памяти закрепляются отдельные образы: кошечка — пушистая, клубничка — сладкая. Потом — усложнить или заменить другой заставкой — показать персонажа в графическом варианте. Информация, которая запоминается с помощью мнемоники, аналогична расположению папок в компьютере. Однако вместительность каждой «папки» не так уж и велика [5].
Большое применение в обучении дошкольников знаково-символической деятельности получила следующая технология. Этот метод может помочь воспитателям четко отметить простые отношения и отношения с объектами действительности.
Модели очень эффективны при разучивании произведения в стихотворной форме. Содержание следующее: главное слово или словосочетание в любой строке стихотворения «закодировано» в сходной картинке, поэтому все стихотворение целиком состоит из иллюстраций. Далее дошкольники воссоздают то, что запомнили, рассматривая иллюстрации, полностью. На первом этапе предлагается готовый план-схема, затем в ходе исследования создают собственную схему. Кодирование может выполняться от простого вида к сложному. В исследовании С. Н. Карпова и И. Н. Колобова писали, что дошкольники не всегда могут сознательно отделять языковые элементы, особенно слова, не имеющие подлежащего содержания (предлоги и др.), тяжелее морфем [4].
Развитие речи дошкольников, предмет — используются схематические модели. Формированию представлений о словах и предложениях у дошкольников показаны графические схемы предложений. Воспитатель говорит им, что предложение можно записать в виде схемы. Тире в предложениях — это слова. Дошкольникам предлагается составить предложение — «Наступила морозная зима. Дует ледяная вьюга».
Графические схемы могут помочь дошкольникам наиболее точно почувствовать границы слов и их раздельное написание в предложениях. В данной работе допускается использование различных иллюстраций и предметов.
Далее, наиболее действенным методом при работе с детьми, имеющими нарушения речи, считается сказка, оказывающая коррекционное действие.
Сказка — это средство погружения ребенка в атмосферу жизни и истории, которой живет герой. Это «ключ» к ребенку и к получению им новых знаний, опыта, который он накапливает [3]. С целью развития речи дошкольников воспитатель использует метод сказкотерапии. Сказкотерапия проводится 1 раз в неделю. В младшей и средней группе сказкотерапия длится 15–20 минут. В старшей и подготовительной группе 25–30 минут. Проводя сказкотерапию в младшей и средней группе, используют прием словесной режиссуры, психогимнастику, словесное комментирование, совместную словесную импровизацию — обучают продолжению фразы педагога. В старшей группе используются аналогичные приемы, но с усложнениями, дошкольники интересно выполняют зарисовки пантомимы, упражнения на ритмизацию и т. д.
Сказки влияют не только на эмоциональное состояние дошкольников, но и на их речевую деятельность. При использовании на занятиях по сказкотерапии активизируется словарный запас детей. Применяется при нарушениях речи, а также при работе над связной речью. Сказка содержит речевую и коммуникативную функции, лексико-образную, так как формируется языковая культура дошкольника; активизируется и развивается внутренняя слуховая память; слушая или читая сказки, трансформируется словесно-символическая форма сказок; развиваются коммуникативная и выразительная функции языка.
Все виды сказок можно преподнести по-разному: анализ, рассказывание историй, письмо, постановка и рисование. Но нужно помнить, что это делается для того, чтобы создать интерес и положительную мотивацию у ребят. Жизненные ценности, вот что составляет ядро сказкотерапии [3, с. 170].
Таким образом, становится возможным сделать вывод об уникальности воздействия сказкотерапии в коррекционных целях, поскольку другие виды деятельности не смогут комплексно воздействовать на речь дошкольника.
Если вы впервые слышите о следующей технологии, которая называется «синквейн», может показаться, что это название какого-то экзотического блюда или растения. Однако это всего лишь стихотворение, которое считается действенным методом развития детской речи. В начале XX века этот тип стихотворения был разработан поэтессой американского происхождения Аделаидой Крэпси на основе знакомых японских хайку и танка.
Легкость синквейна позволяет быстро его составить, но получиться может не сразу. Для того чтобы она была правильной, необходимо обратить внимание на ее структуру построения [2]. Синквейн строится из пяти строк. По форме он похож на новогоднюю елку: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.
У некоторых детей могут возникнуть трудности с написанием синквейна. Устранить эту проблему можно, разделив детей на пары. Назвав тему синквейна, им дается шесть-восемь минут на придумывание. Затем оба партнера составляют из своих частей один квинквейн. Это даст им возможность проанализировать написанное и прийти к общему решению проблемы, с которой они столкнулись. В результате вся группа может слушать квинты каждой пары. Для лучшего понимания детьми того, что от них требуется, лучше привести в пример несколько готовых квинквейнов.
При составлении квинквейна обогащается и расширяется словарный запас дошкольников. Их знакомят с таким понятием, как «слово, обозначающее предмет» или «слово, обозначающее действие». Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Затем они изучают понятия «живых и неживых» объектов. Дошкольники могут оформить свою работу графически.
Синквейн помогает успешно исправить весь речевой строй, активизируется и обогащается речевой словарный запас, приобретаются навыки словообразования, развивается умение описывать предметы и составлять синквейны по картинке, употребление в речи предложений различного состава.
Из вышеизложенного следует, что инновационные технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольных учреждений в частности. При этом решение задач формирования речевой деятельности дошкольников, в основе которой лежит знание, это невозможно без перехода системы образования на путь инноваций. Нововведения затронули все составляющие образовательной деятельности целиком.
Литература:
- Григорьева А. А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А. А. Григорьева, Л. В. Николаева, Т. И. Никифорова, Л. С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.
- Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками» / М. Д. Душка // Журнал «Логопед», М.: «ТЦ Сфера», 2005. № 5. С. 85–91.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии // Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. СПб.: «Речь», 2006. 176 с.
- Карпова С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С. Н. Карпова, И. Н. Колобова. М., 1978. 281 с.
- Козаренко В. А. Учебник мнемотехники // Система запоминания «Джордано» [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: http://mnemonikon.ru