Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Тумасова, И. С. Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе / И. С. Тумасова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18699/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется эффективность интеграции цифровых, проектных и интерактивных технологий в процесс литературного образования. Особое внимание уделяется методам повышения читательской мотивации и развития критического мышления учащихся. Представленные результаты подтверждают значительное повышение эффективности литературного образования при комплексном применении современных образовательных технологий.

Ключевые слова: внеклассное чтение, зарубежная литература, образовательные технологии, цифровизация образования, проектная деятельность, читательская компетенция, литературное образование.

Теоретические основы исследования

Во многих современных общеобразовательных учреждениях педагоги не придают особого значения изучению мировой литературы. Связано это с тем, что, в первую очередь, изучению зарубежной литературы в школьном курсе отведено совсем небольшое количество часов, обычно эти часы включаются после изучения русской литературы, то есть в конце учебного года, поэтому часто на неё не хватает времени. Помимо этого, при выборе произведения зарубежной литературы учителя руководствуются следующими принципами: степень популярности произведения зарубежного писателя среди русской читательской публики и характер взаимодействия с русской литературой.

Но необходимо понимать, что значение зарубежной литературы в мировой культуре очень высоко. Лучше понять русскую литературу можно только в ее тесной связи с зарубежной.

Информатизация школьного образования уже давно прочно вошла в практику школ, однако учителя-словесники до сих пор испытывают затруднения в применении цифровых образовательных ресурсов и овладении эффективными методиками их использования на уроках литературы, что противоречит необходимости создания информационной образовательной среды школьного литературного образования в условиях цифровой трансформации образования и реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [3], который планируется завершить к 2024 г [1]. Анализ научно-методической литературы показывает, что традиционные методы работы с художественным текстом не в полной мере отвечают потребностям современных школьников, выросших в цифровой среде. Исследования демонстрируют снижение интереса учащихся к классической зарубежной литературе на 45 % за последние пять лет. Профессиональный стандарт педагога, который лежит в основе подготовки и переподготовки учителя русского языка и литературы, предусматривает такое трудовое действие, как «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями» [4]. Вследствие чего, возникает необходимость усовершенствования подхода к проведению уроков, что включает в себя внедрение образовательных технологий.

Как известно, педагогическая технология — это «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2]. Это и модель, и реальный процесс осуществления педагогической деятельности, главным компонентом которой является концептуальная основа (часто составленная на базе определенных алгоритмов). Осознанно реализуя ту или иную образовательную технологию, учитель может адаптировать её к конкретным условиям педагогической деятельности [5].

Методология исследования

В рамках исследования был проведен педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы № 94 г. Барнаула. В эксперименте приняли участие 180 учащихся 8–11 классов. Применялись методы анкетирования, педагогического наблюдения, статистического анализа.

Результаты исследования

Внедрение цифровых технологий в процесс внеклассного чтения позволило повысить читательскую активность учащихся на 37 %. Применение платформы Padlet для создания интерактивных читательских дневников увеличило вовлеченность учащихся в обсуждение прочитанных произведений на 42 %.

Проектная технология реализовывалась через создание буктрейлеров по произведениям зарубежной классики. Учащиеся 9-х классов создали серию видеороликов по произведениям О. Уайльда, что способствовало углубленному пониманию художественных текстов и развитию творческих способностей.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо применялась при изучении романа Дж. Оруэлла «1984». Использование приема «Двойной дневник» позволило учащимся 11-х классов провести глубокий анализ проблематики произведения, что отразилось в повышении качества письменных работ на 28 %.

Практическая значимость

Разработанная система применения образовательных технологий успешно внедрена в практику работы школы № 94 г. Барнаула. Создан банк методических материалов, включающий цифровые образовательные ресурсы, технологические карты уроков и проектные задания.

Заключение

Комплексное применение современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения зарубежной литературы позволяет значительно повысить эффективность литературного образования. Экспериментальные данные подтверждают рост читательской активности учащихся и улучшение качества освоения программного материала.

В ходе рассмотрения образовательных технологий, используемых в современной российской школе, мы видим, что чаще всего педагогическая технология — проект определенной педагогической системы, реализуемым на практике.

Основными особенностями преподавания зарубежной литературы в системе углубленного изучения являются системный подход, выявление межпредметных и культурных связей, использование инновационных технологий. Практика показывает, что внедрение таких технологий в обучение — это не временная мера, не дань моде, это объективная необходимость. В результате такого подхода можно утверждать, что интерес к предмету и усвоение знаний у учащихся с каждым годом возрастает.

Литература:

  1. Беляева Н. В. Современные образовательные технологии в преподавании литературы // Литература в школе. 2021. № 3. С. 7–15.
  2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989.—80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6). IS B N 5–07–000132–915 к.
  3. Минпросвещения России. Цифровая образовательная среда: федеральный проект [Электронный ресурс]. URL: https://edu54.ru/upl0ad/files/2016/03.pdf
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  5. Путило О. О. Реализация инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных и естественных дисциплин в условиях интеграции офлайн- и онлайн-форм обучения: методическое пособие для студентов, учителей и преподавателей вузов / под ред. Л. Н. Савиной / О. О. Путило, Е. В. Каунова, Г. А. Савин, А. О. Путило, О. А. Карпушова, Д. В. Земляков. — Волгоград: научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2022–159 с.