Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что ведущей игровой деятельность ребенка дошкольного возраста является игра, нами были разработаны методы работы по формированию культуры здоровья с использованием инновационных технологий, учитывающих все возрастные психологические и физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста.
Ключевые слова: здоровье, профилактика, здоровье сбережение, ФГОС, инновационные технологии, дошкольный возраст.
Проблемы здоровья и профилактики здоровья детей находятся на критической грани. Мы согласны с Л. Л. Тимофеевой, что массовое увлечение, можно даже сказать помешательство электронными гаджетами и устройствами привело к тому, что до минимума сведено личностное развитие в рамках социального общения, самостоятельного поиска информации посредством книг и других печатных источников и изданий. Упрощение быта и всевозможные удобства, несмотря на все плюсы демонстрируют один огромный минус — стагнация, если не деградация физического и психологического здоровья сначала родителей, а затем неизбежно и их детей [8, с.12].
Почему именно ребенок раннего и дошкольного возраста должен стать темой обсуждения вопросов здоровья, здоровье сберегающих технологий и инновационных подходов. Потому что именно в этом возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием всех физических свойств ребенка. Дошкольное учреждение становится плацдармом становления элементарных навыков, которые становятся сложнее в школьном периоде.
Проблема актуальна тем, что каждый педагог дошкольной образовательной организации стремиться к тому, чтобы направить развитие детей в нужное русло, а это невозможно сделать без крепкого здорового иммунитета, нервной системы и психологического комфорта в группе.
ФГОС регламентирует требования по формированию знаний о гигиене и культуре здорового образа жизни, полноценном питании и разумеется формированию моторно-двигательных навыков. ФГОС ДОО даже выделяет в структуре образовательного процесса такую образовательную область как «Физическое развитие» [7].
Детские сады сейчас активно внедряют инновационные технологии и различные устройства для наиболее эффективной работы педагогов. Однако возникает вопрос с чего начинать? Разумнее всего отталкиваться от потребностей ребенка в ранний и дошкольный периоды детства.
Л. И. Божович утверждает, что период с 2 до 7 лет охарактеризован нуждой и потребностью ребенка в получении новых знаний, впечатлений и умений. Эта потребность взаимосвязана с двигательной активностью и красной строкой проходит через весь дошкольный период [3, с.26].
Практически все дети в этом возрасте хотят неограниченно прыгать, бегать, лазить, строить и т. д. Т. е. быть активным в этом возрасте — это естественная потребность дошкольника.
Соответственно от этого и нужно отталкиваться. Ребенка-дошкольника достаточно заинтересовать, дать ему желание захотеть что-либо попробовать и узнать.
Анализ существующих программ позволил нам сделать вывод, что главным двигателем и главным условием в культурном и физическом развитии дошкольников -это их творческая и игровая деятельность, которая наиболее полно демонстрирует жажду знаний и мотивацию к их усвоению.
Исходя из этого, нами была разработана методика, учитывающая все факторы такого воспитания, а также инновационные технологии. Основываясь на методике проведения занятий А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой нами было создано видео сопровождение занятий с включением в них светомузыки. Таким образом привычные для детей упражнения, такие как «Магазин игрушек» и «Птицы» были проведены с использованием вышеназванных приемов [5, с. 124].
Т. е. привычные занятия стали проходить в красочной светомузыкальной атмосфере. Так же мы пересмотрели подход на формирование культуры и гигиены здоровье сберегающего поведения. Мы стали не просто читать и показывать картинки детям, а предоставили им возможность смотреть видеофильмы, а также и создавать, и демонстрировать проекты самостоятельно, поскольку медиа-техника предоставляет такую возможность.
Еще одной особенностью стало внедрение в занятия элементов гимнастики для глаз с помощью электронных офтальмотренажоров.
Такие привычные упражнения как: «Вращение глазами», «Вращение глазами во все стороны», «Пальчик», «Кто там?», «Моргание глазами», «Сон» мы стали проводить, применяя современные наглядные средства. Т. е. нами была использована обычная мультимедийная презентация, ее наглядность, яркость, красочность и анимационные эффекты и были использованы в качестве электронного офтальмотренажера для детей.
Электронные тренажеры для глаз составлялись, основываясь на методиках В. Ф. Базарнова и Э. С. Аветисова, с учетом их рекомендаций.
Плюсы таких занятий в том, что весёлая музыка, даёт возможность отдохнуть и получить положительный настрой. Офтальмотренажер можно использовать на интерактивной доске и на компьютере. Мультимедийная гимнастика для глаз повышает интерес к выполнению упражнений для глаз. Чтобы начать, нужно просто запустить программу.
Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций, которые могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители, дома, самостоятельно.
- Важно уделять внимание не только физическому, но и психическому здоровью детей.
- Необходимо использовать гаджеты правильно и максимально меньше.
- Вовремя занятий необходимо чтобы были задействованы все органы чувств у ребенка (нужно включить звук, поиграть со светом и т. д.)
- Очень важно научиться удивляться вместе с ребенком, дети очень чувствуют искренность и заинтересованность взрослых.
- В играх быть с ребенком на равных.
Вывод: данные мероприятия весьма эффективны и позволяют детям качественно лучше выполнять физические упражнения различной сложности. Так же они развивают интерес и мотивацию больше интересоваться вопросами здоровья, спорта, стимулируют на формирование множества вопросов про культуру здорового образа жизни.
Литература:
- Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Томск: Томский государственный университет, 2016. — 220 с.
- Бим — Бад, Б. М. Методы обучения и воспитания через образовательную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО/Б. М. Бим-Бад.- 2016. -№ 3. -С.51–54.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Знание,2013. -400с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология/Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1996. -298с.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М.: Просвещение, 1972. -271с.
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошкольный возраст): программно-метод. пособие/ В. Т. Кудрявцев, -М.: Линка пресс, 2018. — 293 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013
- Тимофеева Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры здоровья //Л. Л. Тимофеева//Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2018. -№ 4. -С.12–16.