На обложке
изображен Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938),
который вошел в российскую
историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров,
теоретик и педагог.
Настоящая фамилия
Константина Сергеевича — Алексеев. Он родился в Москве, в многодетной
купеческой семье (всего у него было девять братьев и сестер),
состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того
времени: С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Городской
голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра Зинаида
Сергеевна Соколова (Алексеева) — заслуженная артистка РСФСР. Дед
Константина Станиславского, П. Алексеенко, родился на Украине и после
женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.
Свою сценическую
деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя
Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил
в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок
любителей театра, получивший название Алексеевского. В 1888 году Станиславский
совместно с режиссером А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским,
художником Ф. Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы
и создал при нем драматическую труппу.
В 1897 году
Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд
вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную
карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском
базаре — не увидимся ли?». На конверте он подписал: «Знаменитое первое
свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».
В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко
основали Московский художественный театр.
Уже в постановках
Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось
замечательное актерское дарование Станиславского. Он сыграл в ту пору
многие комедийные роли в опереттах и водевилях, Подколесина в
«Женитьбе» Гоголя и Несчастливцева в «Лесе» А. Островского. В Обществе
искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. Наряду
с комедийными он создал и трагические образы, например Отелло
в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова,
выступив и постановщиком этих спектаклей.
Первая крупная
самостоятельная режиссерская работа Станиславского была еще раньше, в 1891 году;
тогда он поставил «Плоды просвещения» Л. Толстого. Станиславский увидел
в этой комедии не просто осмеяние духовного убожества обывательского
аристократического мирка, но прежде всего изображение горькой мужицкой доли.
Первой постановкой
Станиславского после революции стал «Каин» Дж. Г. Байрона (1920). Репетиции
только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на
Москву.
В 1920-х годах
остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа
превратились в самостоятельные театры. Станиславский болезненно переживал
«измену» учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля
Лира»: Гонерилья и Регана — 1-я и 3-я студии, Корделия — 2-я. В
1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа
студийцев, в основном воспитанников 2-й студии.
Постановка
«Горячего сердца» Островского (1926) стала ответом тем критикам, которые
уверяли, будто Художественный театр мёртв.
После прихода
в труппу МХАТа молодёжи из 2-й студии и из школы 3-й студии
Станиславский вёл с ними занятия, выпускал на сцену их работы, поставленные
с молодыми режиссёрами.
Деятельность
Станиславского в 1920–30-е годы определялась прежде всего его желанием отстоять
традиционные художественные ценности русского искусства сцены. На протяжении
всего своего творческого пути Станиславский и искал решения этой задачи.
С самого начала своей деятельности Станиславский видел в артисте
носителя высоких гражданственных, этических принципов. Отсюда возникло учение
о сверхзадаче — главной идейной цели, ради которой артист творит. Со
сверхзадачей связано понятие сквозного действия — единой главной линии
действия.
После тяжелейшего
инфаркта, случившегося в юбилейный вечер во МХАТе в 1928 году, врачи
навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся
к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях,
на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной
студии Большого театра, существовавшей с 1918 года (ныне Московский
академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского
и В. И. Немировича-Данченко). Идеалом артиста для Станиславского
всегда оставался Шаляпин, и свою знаменитую систему, как он сам признавался,
он «списал с Шаляпина». Фёдор Иванович шутил по этому поводу, что
Станиславский его «ограбил».
В конце своей
жизни Станиславский пришел к так называемому методу физических действий,
основанному на признании ведущего значения физической природы действия в овладении
внутренней жизнью роли. Физическое действие в понимании Станиславского
неотделимо от «жизни человеческого духа», которую артист призван раскрывать
перед зрителем. Систему Константина Сергеевича Станиславского —
замечательное наследие великого мастера — знают и ценят во всем мире.
Станиславский умер
7 августа 1938 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.