Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.09.2022

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Логунова, Е. С. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации / Е. С. Логунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95045/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье анализируется специфика положения и роль института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государственного контроля РФ. Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан является основной и первоочередной задачей деятельности прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура РФ, контрольно-надзорные органы, прокурорский надзор, законность, Конституция РФ.

This article analyzes the specifics of the situation and the role of the Institute of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the system of state control of the Russian Federation. The Prosecutor's Office of the Russian Federation has a specific status in the system of state control bodies of the Russian Federation. Тhe supervision of compliance with the Constitution of the Russian Federation and the execution of laws, supervision of the observance of the rights and freedoms of citizens is the main and primary task of the Prosecutor's office.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation, control and supervisory bodies, prosecutor's supervision, legality, Constitution of the Russian Federation.

Прокуратура Российской Федерации обладает специфическим статусом в системе органов государственного контроля РФ. Данный институт призван гарантировать реализацию совокупности целей, достижение которых позволит обеспечить законность и правопорядок в социуме. Кроме того, прокуратура РФ вносит крайне весомый вклад в защиту личных прав и свобод индивида — гражданина государства [4].

Рассматривая роль и место прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации, следует подчеркнуть, что прокурорский надзор имеет универсальный надведомственный характер. Прокурорский надзор является действенным инструментом, обеспечивающим соблюдение законности в процессе реализации контрольно-надзорной деятельности одновременно и со стороны субъекта вышеуказанной деятельности, и со стороны ее объекта. Это возможно, так как обе стороны подлежат прокурорскому надзору за исполнением законов.

Прокуратура участвует фактически во всех регламентируемых законодательством общественных отношениях, это дает возможность институту прокуратуры аккумулировать массивы важных сведений, в частности, относительно соблюдения законности непосредственно контрольными органами, а также в областях, подлежащих контролю вышеуказанных органов [6].

Напомним, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202–11 (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Также прокуратура Российской Федерации призвана реализовать надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществлять уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполнять иные функции [2].

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре к предмету прокурорского надзора относится соблюдение Конституции РФ, а также исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. К предмету прокурорского надзора относится также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше [2].

Здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно Конституции РФ и Закону о прокуратуре, прокуратура, как функционально, так и структурно, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти. Прокуратура РФ представляет собой абсолютно самостоятельный институт права. Органы прокуратуры реализуют надзор за исполнением законов, которые действуют в границах Российской Федерации. Надзор ведется, в том числе, также за исполнением вышеуказанных законов представительными (законодательными) органами субъектов РФ. При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти. Прокуратура не принимает участия в принятии законов и не может быть определена как контрольно-надзорный орган законодательной власти [5].

Органы прокуратуры не относятся к судебной системе, установленной Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» [1], не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. Напомним, в Российской Федерации судебная власть реализуется посредством специально предназначенной для этой цели судебной системой через судопроизводство. При этом Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предусматривает формы участия прокурора в процессе судопроизводства [2].

Прокуратура не относится к исполнительной власти. Отметим, что полномочия исполнительной власти имеют управленческий характер, при этом прокуратура не реализует управленческие функции. Относительно органов исполнительной власти прокуратура осуществляет надзорные функции, следя тем, чтобы данные органы соблюдали законы РФ и принимаемые ими правовые акты строго соответствовали законодательству РФ.

Надзорные полномочия прокуратуры распространяются на практике на все области правовых отношений, которые регламентирует законодательство РФ [5].

На контролирующие органы возложена обязанность представлять в прокуратуру РФ материалы относительно правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Кроме того, органы контроля обязаны содействовать прокуратуре при исполнении органами прокуратуры своих задач (например, посредством реализации аудита, предоставления специалистов соответствующего профиля во время организации проверок, предоставления необходимых сведений и т. д.).

Прокуратура предоставляет необходимые сведения контролирующим органам относительно мер, принятых прокуратурой на основе направленных ей данных. В случае необходимости прокуратура также направляет предложения, касающиеся устранения правонарушений и предпосылок данных правонарушений [4].

Отметим, прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации, участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. Если решение суда вступает в противоречие с нормами законодательства, прокурор опротестовывает подобное решение. Прокурор также наделен правом опротестовать приговор, определение и постановление, вынесенное судом.

Проверки исполнения законов осуществляются на основании материалов, направленных в органы прокуратуры (заявлений, жалоб и прочих обращений), содержащих сведения относительно фактов нарушения законов, требующих принятия мер прокурором [6].

При этом необходимо подчеркнуть, что, реализуя надзор за исполнением законов РФ, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц. Органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий [7].

Можно отметить, что на практике совершенствование системы государственного контроля происходит посредством образования в рамках данной системы самостоятельных органов и институтов. Таким образом, в качестве самостоятельного института, реализующего надзор за исполнением законов государства, действует Прокуратура РФ, осуществляющая функции контроля, надзора и наблюдения. Прокуратура РФ — важный компонент современной политико-правовой структуры Российской Федерации. Большое количество функций и полномочий, которыми обладает прокуратура РФ, обусловлено тем, что деятельность данного института призвана обеспечить функционирование единого законодательного и правоприменительного пространства на всей территории государства без исключения [5].

В настоящее время в государстве осуществляется укрепление позиции института прокуратуры Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации. Актуализируется роль прокуратуры, как структуры, призванной обеспечивать приоритет закона на всей территории Российской Федерации. Внесенные поправки в Конституцию РФ закрепили правовое определение прокуратуры в тексте Конституции РФ и определили надзорную функцию прокуратуры в качестве ведущей функции. Кроме того, был закреплен статус прокуратуры, как обособленного института, подчиняющегося непосредственно Президенту Российской Федерации, а также утвержден приоритет надзорной деятельности прокуратуры [3].

Можно прийти к выводу, что роль прокуратуры в системе государственного контроля Российской Федерации определяется следующим образом — прокуратура РФ является эффективно функционирующим государственным институтом в системе разделения и взаимодействия властей, принимающим необходимые меры по устранению нарушений законодательства РФ практически в любых сферах жизнедеятельности государства и социума, в масштабах всей страны. Прокуратура РФ, как единая федеральная централизованная структура, реализует надзор за соблюдением Конституции РФ, за соблюдением законов и за соответствием правовых актов данным законам от имени непосредственно государства — Российской Федерации, независимо от каких-либо органов государственной власти.

В настоящее время в государстве имеется необходимость создания и развития эффективного инструмента систематизации и координирования деятельности контрольно-надзорных государственных органов. Всеобъемлющий характер прокурорского надзора предоставляет возможность рассматривать институт прокуратуры в качестве основы создания подобного инструмента. Именно надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан является основной и первоочередной задачей деятельности прокуратуры.

Литература:

  1. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изм. и доп. от 11.06. 2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20.02.1992. № 8. Ст. 366.
  3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
  4. Исаков А. М. Прокуратура в системе контрольно-надзорных органов // Вопросы науки и образования. 2018. С. 165–168.
  5. Королев И. А. Прокуратура в системе государственных органов Российской Федерации // Закон и право. 2020. С. 130–132.
  6. Соколов Д. А. Хранительница идеи законности // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 2 (88). С. 123–129.
  7. Тюленева К. Н., Балашова Е. С. Роль и функции прокурорского надзора в современной России // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований. Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции. Нижний Новгород: НГПУ, 2022. С. 239–242.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокуратура РФ, орган прокуратуры, прокуратура, прокурорский надзор, государственный контроль, надзор, орган, исполнительная власть, система органов.


Похожие статьи

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

В последние годы получил активное обсуждение вопрос о месте органов прокуратуры в системе органов государственной власти. Правовой статус прокуратуры как органа контрольно-надзорной власти определен в ст. 129 Конституции РФ.

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Стоит отметить, что Конституция РФ не определила ответа на вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, который является одним из ключевых с точки зрения определения места и роли прокуратуры системе органов государственной власти.

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов. Таким образом, и контроль, и надзор представляют собой этап управленческого цикла, на котором...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не...

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, статус, служба в прокуратуре.

Прокуратура РФ согласно п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре, лишь принимает участие в

Осипян, С. А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

Понятие и сущность современного прокурорского надзора

Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ, права человека и гражданина, закон.

Согласно п.2 ст.4 Федерального Закона № 2202–1, органы прокуратуры реализуют свои

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института и как гаранта нормального функционирования государственной власти заключается в государственном надзоре за законностью в Российской Федерации [6, с. 120].

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть...

Российская Федерация, прокурорский надзор, действующее законодательство, прокуратура, прокуратура РФ, свобода человека, система органов, государственная власть, прокурорское реагирование, судебная власть.

Место, роль и особенности правового положения органов...

В исследованиях отмечается, что система и структура органов прокуратуры РФ в своей

‒ единства целей и задач органов прокуратуры; ‒ единой системы всех территориальных и

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов

Обращаясь к положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Похожие статьи

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

В последние годы получил активное обсуждение вопрос о месте органов прокуратуры в системе органов государственной власти. Правовой статус прокуратуры как органа контрольно-надзорной власти определен в ст. 129 Конституции РФ.

Место и роль органов прокуратуры в системе органов...

Стоит отметить, что Конституция РФ не определила ответа на вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, который является одним из ключевых с точки зрения определения места и роли прокуратуры системе органов государственной власти.

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов. Таким образом, и контроль, и надзор представляют собой этап управленческого цикла, на котором...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не...

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, статус, служба в прокуратуре.

Прокуратура РФ согласно п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре, лишь принимает участие в

Осипян, С. А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

Понятие и сущность современного прокурорского надзора

Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ, права человека и гражданина, закон.

Согласно п.2 ст.4 Федерального Закона № 2202–1, органы прокуратуры реализуют свои

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института и как гаранта нормального функционирования государственной власти заключается в государственном надзоре за законностью в Российской Федерации [6, с. 120].

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть...

Российская Федерация, прокурорский надзор, действующее законодательство, прокуратура, прокуратура РФ, свобода человека, система органов, государственная власть, прокурорское реагирование, судебная власть.

Место, роль и особенности правового положения органов...

В исследованиях отмечается, что система и структура органов прокуратуры РФ в своей

‒ единства целей и задач органов прокуратуры; ‒ единой системы всех территориальных и

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов

Обращаясь к положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Задать вопрос