Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России

Поделиться в социальных сетях
260 просмотров
Библиографическое описание

Кузнецов, И. С. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России / И. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51715/ (дата обращения: 29.07.2021).



В данной работе раскрываются исключительные проблемы законодательного регулирования деятельности прокуратуры в Российской Федерации и предложены способы их решения. Проводя детальный анализ норм действующего законодательства, приходим к выводу, что необходимо рассмотреть вопрос о внесении поправок в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» либо принятии нового закона.

В настоящее время представители науки в Российской Федерации, слушатели направлений аспирантуры, магистратуры, а также действующие сотрудники прокуратуры отмечают наличие большого количества проблем законодательного регулирования прокурорской деятельности.

Детальное изучение норм действующего законодательства, которое регулирует деятельность прокуратуры, судебной практики и конкретных обращений позволяют выделить немалое количество проблем и обозначить возможные пути их решения.

При этом пробелы в законодательстве, позволяют делать выводы о необходимости принятия нового федерального закона о прокуратуре Российской Федерации, формулировании более четкого понятия определения прокуратуры, ее места в системе государственных органов и формирования четких границ процессуальных форм прокурорского надзора. Каждое из указанных нами направлений включает в себя достаточно обширный комплекс вопросов, которые требуют детального и системного подхода к их разрешению.

Между тем, проводя анализ действующего законодательства, которое регулирует деятельность прокуратуры, мы видим, что основным его источником является Федеральный закон о прокуратуре, который ввиду отставания от общих тенденций развития общества в полной мере не отвечает современным требованиям. Причем, такое видение сложилось не только ввиду оценки качества его разработки. Масштаб возможных изменений начинает свое формирования с предложения внесения дополнений к статьям закона о прокуратуре и как мы указали выше — принятия нового федерального закона [1 c. 57]. В случае возможности внесения уточнений в действующий федеральный закон, для эффективности его дальнейшего применения, они должны носить комплексный характер, применяться единовременно и не противоречить Конституции Российской Федерации.

Отстаивая позицию необходимости в перспективе принятия комплексных поправок либо нового Федерального закона о прокуратуре, обращаем внимание, что за достаточно большой период его действия с практической точки зрения удалось согласовать его взаимодействие с другими действующими нормативно правовыми актами, а так же согласование его применения внутри системы. Предшествующий период позволил определить и проблемы применения рассматриваемого Федерального закона.

Неясность понятия прокуратуры, его расплывчатость, явилось проблемой в области регулирования деятельности органов прокуратуры, и как результат невозможность определения места прокуратуры в системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Длительный период времени практикующие юристы, и деятели науки достаточно активно дискутировали на тему включения положений о прокуратуре в главу 7 Конституции Российской Федерации. На сегодняшний день придерживаются основными тремя позициями касательно места прокуратуры в системе органов государственной власти. Первые считают, что органы прокуратуры необходимо отнести к отдельной ветви власти, назвать ее надзорная либо контрольная и поясняют, что необходимо закрепить статус прокуратуры в Конституции РФ в отдельной главе. Вторые предлагают раскрыть понимание прокуратуры в подобие системы, установленной в США, а именно признать ее органом президентской власти [2 c. 23].

Существует так же точка зрения, о признании прокуратуры элементом конституционной системы защиты основных прав и свобод человека и гражданина. При этом такая точка зрения исключает возможность отнесения прокуратуры, к какой либо из ветвей власти.

По нашему мнению, исходя из проведенного анализа основных задач, полномочий и функций прокуратуры Российской Федерации, очевидно, что прокуратура РФ занимает свое особое места в системе органов государственной власти, при этом сохраняет возможность реализации конституционных механизмов противовесов и сдержек. Очевидно, что ее деятельность охватывает и законодательную и исполнительную и судебную власть.

Обращаем внимание, что именно прокуратура РФ является наиболее эффективным рычагом воздействия при осуществлении защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом не снижается эффект защиты интересов общества и государства, что подкрепляет и обуславливает факт действенности мер, которые предпринимаются прокуратурой РФ.

Эффективность мер прокурорского реагирования так же определена отсутствием общекорпоративных интересов в отношении субъектов надзора. Как показывает практика службы собственной безопасности в организациях, в отношении которых проводится прокурорский надзор, недостаточно эффективны в связи с наличием корпоративного интереса и бизнес-процессов [3 c. 38].

Необходимо отметить, что эффективность мер реагирования так же связана с обязательным для всех требованием исполнения актов прокурорского реагирования. В случае возникновения разногласий исполнение таковых требований обеспечивается мерами государственного принуждения с последующим привлечением к соответствующему уровню ответственности.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос установления процессуальной формы прокурорского надзора. Формирование четких рамок в процессуальном направлении возможно в случае детального анализа основных нормативно-правовых актов, таких как Конституция РФ и Федеральный закон о прокуратуре, а также иных направлений законодательства РФ.

Полагаем, что в Федеральном законе о прокуратуре необходимо отдельно регламентировать процессуальные рамки надзора, что предоставит возможность исключить двоякое толкование спорных вопросов в правоприменительной практике.

Таким образом, очевидно, что меры прокурорского надзора по своему направлению должны соответствовать характеру нарушения. Необходимо исключать тотального подхода Прокуратуры РФ при осуществлении надзора, поскольку такого рода меры приводят к негативным последствиям и выражаются в преступлениях коррупционного характера, неоправданных финансовых затратах со стороны государства, элементарному формированию в обществе психологической нетерпимости к органам, осуществляющий государственный надзор.

В случае подготовки поправок в Федеральный закон о прокуратуре полагаем, что целесообразно отобразить детализировано права и обязанности проверяющих органов и проверяемых лиц, требования к форме и содержанию итогового документа проверки, указать конкретные сроки проведения проверок, а также разъяснить порядок и сроки его обжалования. Считаем необходимым так же конкретизировать основания и пределы прокурорского надзора, указать цели проведения проверок.

Следует сказать, что предложенные варианты разрешения спорных вопросов, возникших за достаточно длительный период, при этом до сих пор находящиеся вне правового регулирования в сфере государственного прокурорского надзора, повысят эффективность защиты охраняемых интересов государства и общества в целом, а также прав и свобод человека и гражданина в частности.

Литература:

  1. Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым статусом: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011, С.57–61.
  2. Дьячков Д. А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов: дис. канд. юрид. наук. Ярославль, 2009, С.23–27
  3. Росинский В. В. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007, С. 38–40.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 20.06.2018).;
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/(дата обращения: 21.06.2018).
Похожие статьи
Якупов Загиретдин Русланович
Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России
Юридические науки
2016
Яхьяева Мархат Увайсовна
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране
Юриспруденция
2015
Иващенко Майя Александровна
Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти
Юриспруденция
2014
Скобина Елена Александровна
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти
Юриспруденция
2017
Голощапова Дарья Сергеевна
К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации
Юриспруденция
2018
Агапов Илья Борисович
Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора
Юриспруденция
2018
Ефимушкина Кристина Эдуардовна
Конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации
Юриспруденция
2016
Смищук Сергей Андреевич
Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)
Юриспруденция
2016
Калинина Мария Николаевна
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе
Юриспруденция
2017
Смищук Сергей Андреевич
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Юриспруденция
2016
публикация
№25 (211) июнь 2018 г.
дата публикации
июнь 2018 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Якупов Загиретдин Русланович
Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России
Юридические науки
2016
Яхьяева Мархат Увайсовна
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране
Юриспруденция
2015
Иващенко Майя Александровна
Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти
Юриспруденция
2014
Скобина Елена Александровна
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти
Юриспруденция
2017
Голощапова Дарья Сергеевна
К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации
Юриспруденция
2018
Агапов Илья Борисович
Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора
Юриспруденция
2018
Ефимушкина Кристина Эдуардовна
Конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации
Юриспруденция
2016
Смищук Сергей Андреевич
Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)
Юриспруденция
2016
Калинина Мария Николаевна
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе
Юриспруденция
2017
Смищук Сергей Андреевич
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Юриспруденция
2016