Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 23.06.2018

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Кузнецов, И. С. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России / И. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51715/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной работе раскрываются исключительные проблемы законодательного регулирования деятельности прокуратуры в Российской Федерации и предложены способы их решения. Проводя детальный анализ норм действующего законодательства, приходим к выводу, что необходимо рассмотреть вопрос о внесении поправок в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» либо принятии нового закона.

В настоящее время представители науки в Российской Федерации, слушатели направлений аспирантуры, магистратуры, а также действующие сотрудники прокуратуры отмечают наличие большого количества проблем законодательного регулирования прокурорской деятельности.

Детальное изучение норм действующего законодательства, которое регулирует деятельность прокуратуры, судебной практики и конкретных обращений позволяют выделить немалое количество проблем и обозначить возможные пути их решения.

При этом пробелы в законодательстве, позволяют делать выводы о необходимости принятия нового федерального закона о прокуратуре Российской Федерации, формулировании более четкого понятия определения прокуратуры, ее места в системе государственных органов и формирования четких границ процессуальных форм прокурорского надзора. Каждое из указанных нами направлений включает в себя достаточно обширный комплекс вопросов, которые требуют детального и системного подхода к их разрешению.

Между тем, проводя анализ действующего законодательства, которое регулирует деятельность прокуратуры, мы видим, что основным его источником является Федеральный закон о прокуратуре, который ввиду отставания от общих тенденций развития общества в полной мере не отвечает современным требованиям. Причем, такое видение сложилось не только ввиду оценки качества его разработки. Масштаб возможных изменений начинает свое формирования с предложения внесения дополнений к статьям закона о прокуратуре и как мы указали выше — принятия нового федерального закона [1 c. 57]. В случае возможности внесения уточнений в действующий федеральный закон, для эффективности его дальнейшего применения, они должны носить комплексный характер, применяться единовременно и не противоречить Конституции Российской Федерации.

Отстаивая позицию необходимости в перспективе принятия комплексных поправок либо нового Федерального закона о прокуратуре, обращаем внимание, что за достаточно большой период его действия с практической точки зрения удалось согласовать его взаимодействие с другими действующими нормативно правовыми актами, а так же согласование его применения внутри системы. Предшествующий период позволил определить и проблемы применения рассматриваемого Федерального закона.

Неясность понятия прокуратуры, его расплывчатость, явилось проблемой в области регулирования деятельности органов прокуратуры, и как результат невозможность определения места прокуратуры в системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Длительный период времени практикующие юристы, и деятели науки достаточно активно дискутировали на тему включения положений о прокуратуре в главу 7 Конституции Российской Федерации. На сегодняшний день придерживаются основными тремя позициями касательно места прокуратуры в системе органов государственной власти. Первые считают, что органы прокуратуры необходимо отнести к отдельной ветви власти, назвать ее надзорная либо контрольная и поясняют, что необходимо закрепить статус прокуратуры в Конституции РФ в отдельной главе. Вторые предлагают раскрыть понимание прокуратуры в подобие системы, установленной в США, а именно признать ее органом президентской власти [2 c. 23].

Существует так же точка зрения, о признании прокуратуры элементом конституционной системы защиты основных прав и свобод человека и гражданина. При этом такая точка зрения исключает возможность отнесения прокуратуры, к какой либо из ветвей власти.

По нашему мнению, исходя из проведенного анализа основных задач, полномочий и функций прокуратуры Российской Федерации, очевидно, что прокуратура РФ занимает свое особое места в системе органов государственной власти, при этом сохраняет возможность реализации конституционных механизмов противовесов и сдержек. Очевидно, что ее деятельность охватывает и законодательную и исполнительную и судебную власть.

Обращаем внимание, что именно прокуратура РФ является наиболее эффективным рычагом воздействия при осуществлении защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом не снижается эффект защиты интересов общества и государства, что подкрепляет и обуславливает факт действенности мер, которые предпринимаются прокуратурой РФ.

Эффективность мер прокурорского реагирования так же определена отсутствием общекорпоративных интересов в отношении субъектов надзора. Как показывает практика службы собственной безопасности в организациях, в отношении которых проводится прокурорский надзор, недостаточно эффективны в связи с наличием корпоративного интереса и бизнес-процессов [3 c. 38].

Необходимо отметить, что эффективность мер реагирования так же связана с обязательным для всех требованием исполнения актов прокурорского реагирования. В случае возникновения разногласий исполнение таковых требований обеспечивается мерами государственного принуждения с последующим привлечением к соответствующему уровню ответственности.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос установления процессуальной формы прокурорского надзора. Формирование четких рамок в процессуальном направлении возможно в случае детального анализа основных нормативно-правовых актов, таких как Конституция РФ и Федеральный закон о прокуратуре, а также иных направлений законодательства РФ.

Полагаем, что в Федеральном законе о прокуратуре необходимо отдельно регламентировать процессуальные рамки надзора, что предоставит возможность исключить двоякое толкование спорных вопросов в правоприменительной практике.

Таким образом, очевидно, что меры прокурорского надзора по своему направлению должны соответствовать характеру нарушения. Необходимо исключать тотального подхода Прокуратуры РФ при осуществлении надзора, поскольку такого рода меры приводят к негативным последствиям и выражаются в преступлениях коррупционного характера, неоправданных финансовых затратах со стороны государства, элементарному формированию в обществе психологической нетерпимости к органам, осуществляющий государственный надзор.

В случае подготовки поправок в Федеральный закон о прокуратуре полагаем, что целесообразно отобразить детализировано права и обязанности проверяющих органов и проверяемых лиц, требования к форме и содержанию итогового документа проверки, указать конкретные сроки проведения проверок, а также разъяснить порядок и сроки его обжалования. Считаем необходимым так же конкретизировать основания и пределы прокурорского надзора, указать цели проведения проверок.

Следует сказать, что предложенные варианты разрешения спорных вопросов, возникших за достаточно длительный период, при этом до сих пор находящиеся вне правового регулирования в сфере государственного прокурорского надзора, повысят эффективность защиты охраняемых интересов государства и общества в целом, а также прав и свобод человека и гражданина в частности.

Литература:

  1. Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым статусом: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011, С.57–61.
  2. Дьячков Д. А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов: дис. канд. юрид. наук. Ярославль, 2009, С.23–27
  3. Росинский В. В. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007, С. 38–40.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 20.06.2018).;
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/(дата обращения: 21.06.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, действующее законодательство, прокуратура, прокуратура РФ, свобода человека, система органов, государственная власть, прокурорское реагирование, судебная власть.


Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, правоохранительные органы, конституция РФ, надзор, демократическое государство, судебная система, контрольная власть,прокурорский надзор, механизм государства.

Прокуратура Российской Федерации и состояние законности...

Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, правозащитная функция, защита, функции. Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации, неоднократно поднимался в научной литературе. Прокурорский надзор в сфере...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, правоохранительные органы, конституция РФ, надзор, демократическое государство, судебная система, контрольная власть,прокурорский надзор, механизм государства.

Прокуратура Российской Федерации и состояние законности...

Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, правозащитная функция, защита, функции. Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации, неоднократно поднимался в научной литературе. Прокурорский надзор в сфере...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

Задать вопрос