Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников / А. А. Белан, С. А. Кравцова, Ю. А. Долгих [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95084/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что ведущей игровой деятельность ребенка дошкольного возраста является игра, нами были разработаны методы работы по формированию культуры здоровья с использованием инновационных технологий, учитывающих все возрастные психологические и физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, здоровье сбережение, ФГОС, инновационные технологии, дошкольный возраст.

Проблемы здоровья и профилактики здоровья детей находятся на критической грани. Мы согласны с Л. Л. Тимофеевой, что массовое увлечение, можно даже сказать помешательство электронными гаджетами и устройствами привело к тому, что до минимума сведено личностное развитие в рамках социального общения, самостоятельного поиска информации посредством книг и других печатных источников и изданий. Упрощение быта и всевозможные удобства, несмотря на все плюсы демонстрируют один огромный минус — стагнация, если не деградация физического и психологического здоровья сначала родителей, а затем неизбежно и их детей [8, с.12].

Почему именно ребенок раннего и дошкольного возраста должен стать темой обсуждения вопросов здоровья, здоровье сберегающих технологий и инновационных подходов. Потому что именно в этом возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием всех физических свойств ребенка. Дошкольное учреждение становится плацдармом становления элементарных навыков, которые становятся сложнее в школьном периоде.

Проблема актуальна тем, что каждый педагог дошкольной образовательной организации стремиться к тому, чтобы направить развитие детей в нужное русло, а это невозможно сделать без крепкого здорового иммунитета, нервной системы и психологического комфорта в группе.

ФГОС регламентирует требования по формированию знаний о гигиене и культуре здорового образа жизни, полноценном питании и разумеется формированию моторно-двигательных навыков. ФГОС ДОО даже выделяет в структуре образовательного процесса такую образовательную область как «Физическое развитие» [7].

Детские сады сейчас активно внедряют инновационные технологии и различные устройства для наиболее эффективной работы педагогов. Однако возникает вопрос с чего начинать? Разумнее всего отталкиваться от потребностей ребенка в ранний и дошкольный периоды детства.

Л. И. Божович утверждает, что период с 2 до 7 лет охарактеризован нуждой и потребностью ребенка в получении новых знаний, впечатлений и умений. Эта потребность взаимосвязана с двигательной активностью и красной строкой проходит через весь дошкольный период [3, с.26].

Практически все дети в этом возрасте хотят неограниченно прыгать, бегать, лазить, строить и т. д. Т. е. быть активным в этом возрасте — это естественная потребность дошкольника.

Соответственно от этого и нужно отталкиваться. Ребенка-дошкольника достаточно заинтересовать, дать ему желание захотеть что-либо попробовать и узнать.

Анализ существующих программ позволил нам сделать вывод, что главным двигателем и главным условием в культурном и физическом развитии дошкольников -это их творческая и игровая деятельность, которая наиболее полно демонстрирует жажду знаний и мотивацию к их усвоению.

Исходя из этого, нами была разработана методика, учитывающая все факторы такого воспитания, а также инновационные технологии. Основываясь на методике проведения занятий А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой нами было создано видео сопровождение занятий с включением в них светомузыки. Таким образом привычные для детей упражнения, такие как «Магазин игрушек» и «Птицы» были проведены с использованием вышеназванных приемов [5, с. 124].

Т. е. привычные занятия стали проходить в красочной светомузыкальной атмосфере. Так же мы пересмотрели подход на формирование культуры и гигиены здоровье сберегающего поведения. Мы стали не просто читать и показывать картинки детям, а предоставили им возможность смотреть видеофильмы, а также и создавать, и демонстрировать проекты самостоятельно, поскольку медиа-техника предоставляет такую возможность.

Еще одной особенностью стало внедрение в занятия элементов гимнастики для глаз с помощью электронных офтальмотренажоров.

Такие привычные упражнения как: «Вращение глазами», «Вращение глазами во все стороны», «Пальчик», «Кто там?», «Моргание глазами», «Сон» мы стали проводить, применяя современные наглядные средства. Т. е. нами была использована обычная мультимедийная презентация, ее наглядность, яркость, красочность и анимационные эффекты и были использованы в качестве электронного офтальмотренажера для детей.

Электронные тренажеры для глаз составлялись, основываясь на методиках В. Ф. Базарнова и Э. С. Аветисова, с учетом их рекомендаций.

Плюсы таких занятий в том, что весёлая музыка, даёт возможность отдохнуть и получить положительный настрой. Офтальмотренажер можно использовать на интерактивной доске и на компьютере. Мультимедийная гимнастика для глаз повышает интерес к выполнению упражнений для глаз. Чтобы начать, нужно просто запустить программу.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций, которые могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители, дома, самостоятельно.

  1. Важно уделять внимание не только физическому, но и психическому здоровью детей.
  2. Необходимо использовать гаджеты правильно и максимально меньше.
  3. Вовремя занятий необходимо чтобы были задействованы все органы чувств у ребенка (нужно включить звук, поиграть со светом и т. д.)
  4. Очень важно научиться удивляться вместе с ребенком, дети очень чувствуют искренность и заинтересованность взрослых.
  5. В играх быть с ребенком на равных.

Вывод: данные мероприятия весьма эффективны и позволяют детям качественно лучше выполнять физические упражнения различной сложности. Так же они развивают интерес и мотивацию больше интересоваться вопросами здоровья, спорта, стимулируют на формирование множества вопросов про культуру здорового образа жизни.

Литература:

  1. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Томск: Томский государственный университет, 2016. — 220 с.
  2. Бим — Бад, Б. М. Методы обучения и воспитания через образовательную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО/Б. М. Бим-Бад.- 2016. -№ 3. -С.51–54.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Знание,2013. -400с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1996. -298с.
  5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М.: Просвещение, 1972. -271с.
  6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошкольный возраст): программно-метод. пособие/ В. Т. Кудрявцев, -М.: Линка пресс, 2018. — 293 с.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013
  8. Тимофеева Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры здоровья //Л. Л. Тимофеева//Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2018. -№ 4. -С.12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дошкольный период, здоровый образ жизни, здоровье, потребность ребенка, формирование культуры здоровья.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет.

[7, с.31]. В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни.

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное...

Формирование здорового образа жизни у детей в условиях...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, физическое развитие, культура здоровья, личная гигиена, режим дня, ФГОС, ДОО. Самая важная педагогическая задача — это формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Современное понимание феномена «культура здоровья...

В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении культуры здоровья ребенка дошкольного возраста является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей.

Формирование здорового образа жизни у детей...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.

Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений.

Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей...

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование...

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Проблемы и условия формирования представлений о здоровом...

В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и...

Педагогические условия формирования здорового...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в...

Формирование представлений о здоровом образе...

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Формирование ценностей здорового образа жизни...

Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков.

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение

дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, здоровый образ...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет.

[7, с.31]. В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни.

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное...

Формирование здорового образа жизни у детей в условиях...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, физическое развитие, культура здоровья, личная гигиена, режим дня, ФГОС, ДОО. Самая важная педагогическая задача — это формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Современное понимание феномена «культура здоровья...

В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении культуры здоровья ребенка дошкольного возраста является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей.

Формирование здорового образа жизни у детей...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.

Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений.

Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей...

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование...

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Проблемы и условия формирования представлений о здоровом...

В статье автором рассматривается вопрос формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Формирование представлений о здоровом образе жизни в теории и...

Педагогические условия формирования здорового...

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в...

Формирование представлений о здоровом образе...

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Формирование ценностей здорового образа жизни...

Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков.

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение

дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, здоровый образ...

Задать вопрос