Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Надельшина, О. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы / О. А. Надельшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118037/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования заключаются в развитии цифровой грамотности учащихся и преподавателей, а также в формировании цифровых навыков на всех этапах обучения. Университетам важно учитывать прогресс современных технологий передачи и обработки информации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, цифровая компетентность.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования открывает новые перспективы для развития пользовательских навыков мышления и способностей по решению задач. Помимо этого, использование данных технологий предоставляет совершенно новые возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Современные информационно-коммуникационные технологии делают процесс обучения более интересным, динамичным и надежным, а также упрощают усвоение большого объема учебной информации [6].

По мнению Сушковой Т. А. «Информационные технологии — это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Компьютерные технологии развивают идеи программируемого обучения, открывая совершенно новые, еще не исследованные технологические возможности, переплетенные с уникальными возможностями и коммуникацией». [8].

Жуковина А. Ю. писала: «Информационные технологии — это все технологии, в которых используются специальные инструменты, а именно мультимедиа. В последнее время внедряется новое понятие «информационные технологии», поскольку компьютеры широко используются в образовательном процессе. Важное место отводится новым информационным технологиях, что их можно рассматривать только в том случае, если они отвечают основным принципам образовательных технологий, а также решают проблемы, которые ранее не были решены теоретически или практически» [3].

Современным учебным заведениям необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии. Это поможет сделать образовательный процесс более гибким и адаптированным к быстро меняющемуся цифровому миру, а также подготовит специалистов, способных успешно работать в новых условиях. Педагогическое сообщество несет особую ответственность за формирование и развитие цифровых навыков у молодого поколения. Сегодня педагогическое сообщество характеризуется недостаточной мобильностью и слабой адаптацией к технологическим вызовам, в отличие от учащихся.

В современных условиях педагогам важно осознавать, как улучшить свою личную цифровую компетентность и научиться управлять процессом широкомасштабной цифровизации в образовательной сфере. Сегодня преподавателям особенно необходимы системные знания, практический опыт и новые профессиональные навыки. Именно они помогут уверенно внедрять новейшие технологии в учебный процесс и обладать цифровой грамотностью [1].

По мнению Кудряшова К. А., «Цифровые компетенции представляют целый пул знаний и комплекс навыков по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, в том числе создание, сбор, обработка и анализ данных, а также умение применять компьютерные технологии» [5].

Гаврилина А. А. писала: «цифровая компетенция — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Педагог по-разному может использовать эти технологии для работы: для выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, выиграть время и дать хороший результат, пользуясь подручными средствами: компьютером, телефоном, планшетом и т. д.» [2].

Знания и умения преподавателей в сфере ИКТ связаны с их способностью применять эти технологии в образовательном процессе, осознавая их важность для образовательной стратегии. Основные элементы, формирующие цифровую грамотность преподавателей, включают в себя базовые навыки работы с ИКТ, а также общепедагогические и предметно-педагогические знания [4].

В образовательных учреждениях основным средством информационно-коммуникационных технологий является персональный компьютер с программным обеспечением. Этот инструмент позволяет преподавателям создавать презентации, работать с интерактивной доской, использовать ресурсы интернета, обучающие программы и другие инструменты.

В настоящее время презентация стала самым востребованным методом передачи учебного материала. Этот формат позволяет организовать информацию с учетом особенностей предмета и темы занятия, способствуя достижению наилучших результатов. Для повышения эффективности презентации педагоги могут воспользоваться звуком и изображениями, чтобы привлечь и удержать внимание учеников. Существует широкий выбор приложений, таких как PowerPoint, Google Slides, Prezi, MindMeister и другие, которые позволяют создавать стильные презентации с разнообразным контентом и адаптировать их для различных устройств.

В современном образовательном процессе педагоги часто применяют систему тестовых заданий для оценки уровня знаний учащихся, развития их внутренней дисциплины и стимулирования активности при изучении учебного материала. Для упрощения процесса подготовки и проведения тестирования существует множество онлайн-сервисов, которые позволяют создавать разнообразные опросы и тесты. Эти сервисы обеспечивают возможность использования фотографий и видеофайлов, выбора различных форматов заданий и их редактирования. Некоторые из таких сервисов включают в себя Mentimeter, Kahoot, ClassMarker, Google Forms, Socrative и другие.

В наши дни существует огромное количество онлайн-инструментов, которые помогают учителям и ученикам в совместной работе. Образовательные платформы, такие как Learnis, LearningApps, Quizizz, Classkick и многие другие, применяют игровые технологии для стимулирования мотивации учащихся. Например, преподаватели могут создавать интерактивные упражнения и задания, вроде игр, викторин, ребусов, головоломок и кроссвордов, основанных на учебном материале. В ходе выполнения таких задач происходит взаимодействие между преподавателями и учениками, а также между самими учениками, что способствует развитию навыков работы в команде, терпимости к разным точкам зрения, уважению к праву на свободное слово и к достоинству каждого. Такие упражнения могут быть направлены как на закрепление изученного материала, так и на изучение нового, поощряя самостоятельный поиск путей и решений учебных задач [7].

Современный преподаватель должен обладать актуальными знаниями и навыками, быть конкурентоспособным в постоянно изменяющейся сфере образования. Образовательные учреждения, где действуют высококвалифицированные специалисты, успешно преуспевают в науке и образовании, занимая ведущие позиции в мировых рейтингах. Это привлекает самых талантливых студентов и делает университеты центрами современного образования и научных исследований.

Литература:

1. Венцель, В. А. Цифровые компетенции педагога высшей школы: новая реальность / В. А. Венцель, Ю. В. Макаренко, О. Ю. Зеленская. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77–1. — С. 106–108.

2. Гаврилина, А. А. Цифровая компетенция педагога высшей школы: роль и значение / А. А. Гаврилина. — Текст: непосредственный // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и просвещение, 2021. — С. 52–55.

3. Жуковина, А. Ю. Технология применения информационно-коммуникационных технологий на теоретическом занятии / А. Ю. Жуковина, Н. С. Янченков. — Текст: непосредственный // Лучшая научно-исследовательская работа 2020: сборник статей XXVIII Международного научно-исследовательского конкурса. — Пенза: Наука и Просвещение, 2020. — С. 100–105.

4. Картукова, А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. А. Картукова. — Текст: непосредственный // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. — Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019. — С. 8–11.

5. Кудряшов, К. А. Цифровые компетенции педагога высшей школы / К. А. Кудряшов. — Текст: непосредственный // Вектор развития управленческих подходов в цифровой экономике: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Познание, 2021. — С. 472–477.

6. Муминова, Н. М. Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза / Н. М. Муминова, Б. К. Нуралиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 436–438

7. Рословцева, М. Ю. ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога / М. Ю. Рословцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 353–356.

8. Сушкова, Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе современных образовательных технологий / Т. А. Сушкова. — Текст: непосредственный // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. — С. 123–126.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный материал, педагогическое сообщество, преподаватель, сфера образования, учебный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос