В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследствие отсутствия у него необходимой физической нагрузки. И пытается найти механизмы решения этого актуального вопроса с применением средств мультимедийных технологий, которые, по его мнению, обладают мощным потенциалом в деле повышения интереса дошкольников к двигательной деятельности.
Ключевые слова: двигательная деятельность, интерес, мультимедийные технологии, дошкольный возраст.
Проблема «двигательного дефицита» не нова в среде образования и тревожит педагогов не меньше, чем родителей. Главный её тезис заключается в том, что количество движений, выполняемых ребёнком в течение дня, заметно меньше возрастной нормы. Как детском саду, так и дома ребёнку приходится много времени проводить в статическом положении, что усиливает нагрузку на конкретные группы мышц и становится причиной их утомления. В следствие этих негативных процессов сила скелетной мускулатуры уменьшается, ухудшается работоспособность, появляется дискомфорт и формируются неверные двигательные стереотипы. Это влечет за собой задержку возрастного развития, нарушение осанки, плоскостопие, снижение таких физических качеств как быстрота, ловкость, координация движений, выносливость, гибкость и сила. Физически ослабленных детей можно определить по быстрой утомляемости, низкому уровню эмоционального тонуса и настроения, что плохо сказывается на характере умственной работы и качестве жизни, так как так клетки мозга не получают должного питания.
Решением этой проблемы будет развитие у детей интереса к двигательной деятельности, которая помогает повысить жизненный тонус, удовлетворить интересы и социальные запросы. Благотворное влияние на организм оказывает только двигательная активность, действующая в рамках оптимальных нагрузок. Важно не упустить время, ведь чем старше ребёнок, тем важнее формировать у них интерес и к занятиям физическими упражнениями, и к итогам деятельности. Области интересов детей могут быть самыми разными, например, желание сохранить и укрепить здоровье, сформировать красивую осанку, научиться игровому виду спорта, развить двигательные и воспитать волевые качества.
Для воспитания здорового ребёнка важным является интерес к двигательной деятельности. В своих исследованиях М. П. Голощекина и Л. Д. Глазырина описывают, что для развития дошкольников на занятиях по физической культуре необходимо организовать условия для формирования интереса дошкольников к двигательной деятельности, пробуждения чувства радостного ожидания. Нужно учитывать, что развлекательный интерес имеет сиюминутный эффект, тогда как интерес поиска и размышления — долговременный. Авторы отмечают, что интерес является важнейшим фактором успешного обучения детей дошкольного возраста, который помогает сделать учебно-воспитательный процесс более легким и плодотворным. [1, c. 54] Голощекина М. П. выделяет основные мотивы для развития устойчивого интереса к двигательной деятельности: игровые соревновательные и занимательные приемы, пример воспитателя и товарищей по группе, моделирование педагогических ситуаций, направленных на сознательное изучение двигательных действий. [2, c. 65]
Позволяют повысить у дошкольников интерес к занятиям физической культурой и соревновательные формы деятельности. Условиями необходимыми для их применения являются соответствие возрасту, физическому развитию и уровню подготовки детей. При игнорировании данных условий со стороны детей возможны негативные эмоции, нервное напряжение, нежелание приобретать двигательные навыки, агрессия.
Применение в дошкольном возрасте подвижных игр с элементами спорта, как средства и способа формирования интереса к двигательной активности, влияет на развитие мотивации к физической культуре, формирует осознанность деятельности, продуктивное взаимодействия со сверстниками, формирует понимание ценности здоровья и необходимость ведения здорового образа жизни. В подвижных играх ребёнок получает возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании рекомендует теснее интегрировать мультимедийные инструменты с другими традиционными формами деятельности в дошкольном образовании: играми, двигательной, изобразительной деятельностью, работой над проектами и т. д., обеспечивающими соответствие интересам детей данного учебного процесса. Другая важная причина интеграции мультимедийных технологий — признание того, что они более соответствует представлению о средствах информационно-коммуникационных технологий как об инструментах. Ведь инструменты созданы для того, чтобы при необходимости их применяли в определенных целях; как правило, эти инструменты не предназначены для их постоянного использования ради их самих, вне решения определенных внешних задач. [3, c. 28]
Приведем примеры использования средств мультимедийных технологий на физкультурном занятии. Так, в начале учебного процесса могут планироваться общеразвивающие упражнения с применением спортивного инвентаря (ракеток, мячей, скакалок, обручей, городков), а также общеразвивающие упражнения в игровой либо имитационной форме, с использованием заданий, воспроизведенных на слайдах презентации. В схемах можно поэтапно воспроизвести движения вместе с «веселыми человечками» или героями любимых мультфильмов, представленных на слайдах мультимедийной презентации. Во время освоения двигательных навыков уместно включать музыкальное сопровождение, которое позволит отметить начало и конец упражнения и поднять детям настроение. В основной части занятия можно провести серию игр, направленных на закрепление основных движений и простейших элементов спортивных игр, развитие двигательных навыков. В конце занятия уместно запланировать психокоррекционные игры, обсуждение итогов игры, можно организовать просмотр видеофрагментов с занятия, чтоб дети увидели свои ошибки и порадовались достижениям товарищей.
Исследователь в области применения современных информационных технологий в образовательных учреждениях Ю. Н. Егорова утверждает, что введение в процесс обучения мультимедийных технологий позволяет увеличить его эффективность тем, что: усвоение знаний происходит не по принуждению, а по желанию детей; мультимедиа продукты воспринимаются положительно, и эта эмоция стимулирует расположение к занятиям; появляется возможность пофантазировать, снять барьеры страха; создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования; создается возможность использования межпредметных связей [3, c.102]
По мнению психолога и программиста С. М. Пейперта, компьютерные средства способны повлиять на характер учения — не какому-то конкретному знанию, а учения как такового — сделать его интереснее и эффективнее, а получаемые знания — глубже и обобщеннее. [5, c. 49]
Среди достоинств и особенностей мультимедийных технологий можно выделить: увеличение информативности занятия; поощрение мотивации к получению знаний; рост наглядности обучения; повтор сложных для понимания или запоминания моментов; усвоение информации в силу одновременной демонстрации в разных видах: визуальном и слуховом; осуществление непрерывного аудио-сопровождения, перекликающегося с визуальным рядом; использование видеофрагментов из мультфильмов, видеозаписей, функции «стоп-кадра» и покадрового «пролистывания».
С использованием мультимедийных технологий процесс обучения становится занимательным и эмоциональным. Также изменяются роль и место воспитателя в образовательном процессе. Теперь он может эффективнее использовать время занятий, уделяя внимание обсуждению самых важных и сложных частей объясняемого материала. Новоселова С. Л. отмечает, что внедрение компьютерных технологий в систему обучающих средств дошкольного учреждения позволит обогатить интеллектуальные основы умственного, социального, эстетического и физического развития дошкольников. Компьютер и информационные технологии, по ее убеждению, открывают большие перспективы для увеличения общего уровня воспитательно-образовательной работы в детском саду. [4, c. 10]
Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2–3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т. д. [3, c. 39]
Использование на занятиях видео экскурсий позволяют погрузить дошкольников в мир большого спорта, пробуждают интерес к двигательной деятельности и занятиям физической культурой. Быстрые, сильные, ловкие спортсмены вызывают у детей восхищение и мотивируют быть похожими на них.
Включение в занятие просмотра видео с эффектом замедленной съемки, дают возможность увидеть основные моменты выполнения движений или показать красоту спортсмена в момент выполнения упражнения. Демонстрация таких фрагментов позволит дошкольникам глубже и детальнее изучить технику выполнения различных элементов и предоставляет возможность правильно выполнить задание и улучшить результат.
Использование на занятиях видеокамеры, при применении простых программ позволяет быстро создать простой фильм с наложением музыки, заставок, дополнительных эффектов, переходов, где главными героями будут дети. Это даёт детям возможность не только посмотреть на свои физические возможности со стороны, но и пробуждает у них эмоциональный подъем и находит положительный отклик. А родители имеют возможность «поприсутствовать» на физкультурном занятии, и оценить уровень физического развития своего ребенка.
Успешно применяется на занятиях цифровая камера. Её использование в образовательном процессе придает деятельности целенаправленность. Дети могут самостоятельно сделать снимки и выбрать объект для фотографии. Этот вариант работы с мультимедийным оборудованием помогает заинтересовать ребёнка изучаемым предметом, а также прояснить и закрепить результаты обучения. [3, c. 76]
Мультимедийные технологии открывают безграничные возможности к привлечению в образовательный процесс родителей дошкольников. Можно проводить дистанционные консультации в формате вопрос-ответ, которые позволят родителям задать интересующий вопрос, а педагогу — оказать квалификационную помощь. Другой доступный способ донести тематическую информацию до родителей — мастер-классы в видео формате. Например, можно рассказать о том, как правильно организовать с ребенком подвижную игру или утреннюю гимнастику, как подобрать одежду и обувь для занятий спортом и многое другое.
Таким образом, новые технологии ведут нас вперед, и не стоит пренебрегать возможностью разнообразить образовательный процесс, сделать его интереснее и мотивировать детей к активной деятельности. Бесспорно, что в современном образовании информационно-компьютерные технологии не могут решить всех проблем, они остаются всего лишь техническими средствами обучения и воспитания, но, все-таки, их использование в дошкольном образовании способно заметно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.
Литература:
- Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Владос, 2005. — 175с.
- Голощекина М. П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре // Дошкольное воспитание. — 2003. — N4. — С. 62–66
- Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор / И. Калаш. — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. — 176 с.
- Новоселова С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? //Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С. 6–13.
- Пейперт С. М. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер с англ. М.: Просвещение, 1989. — 370 с.